Информационная записка

Древлеправославным христианам

      Последние полтора десятка лет в Поморском староверии Латвии прошли под знаком борьбы с И.И.Миролюбовым взявшим курс на сближение с патриаршей церковью (по староверческой терминологии никонианской – прим. П.А.) и преодоления последствий его деятельности. Борьба с И.И.Миролюбовым затронула не только поморцев Латвии, но в той или иной мере отразилась на всей Древлеправославной Поморской Церкви. Общими усилиями был достигнут определенный результат, планам Миролюбова не дали осуществиться, а сам он был изгнан из Гребенщиковской общины.

      Прошло уже без малого десять лет как И.И.Миролюбов, не добившись своих целей, покинул Древлеправославную Поморскую Церковь и открыто перешел в лоно Русской православной церкви (официальное, общепринятое название. Сокращенное название – РПЦ. По староверческой терминологии никонианская – прим. П.А.) уехал из Латвии, поступил на службу в Московскую Патриархию и уже несколько лет проживает в Москве.

      Кампания по изгнанию И.И.Миролюбова из лона Древлеправославной Поморской Церкви завершилась торжественными рапортами в стиле недавнего прошлого: -
«Да, уверенно, со всей ответственностью, можно сказать, что в истории Древлеправославия Латвии закончился определённый этап. Одержана важная победа: староверцы отстояли истинную христианскую веру и Христову Церковь. Они не слились ни с Московским Патриархатом, ни с Зарубежной православной церковью. Впереди напряжённая каждодневная духовная работа по дальнейшему укреплению веры, защиты её от других возможных нападок. Ведь мы знаем, что нечистая сила очень хитра и изобретательна на всяческие коварства.

      За период борьбы и противостояния накопилось много важных практических вопросов, которые надо рассмотреть в ближайшее время. К примеру: открытие своей староверческой семинарии, восстановление зданий храмов, решение ряда вопросов в области экономического развития Церкви. Ждёт разрешения вопрос о социальной защите наших церковнослужителей»

      Гайковский Собор Древлеправославной Поморской Церкви Латвии и наша дальнейшая духовная работа.Газета «Щит веры» №1 (7) январь 2002 года. Издание 1-ой Даугавпилсской (Новостроенской) старообрядческой общины).
Казалось, что с уходом Миролюбова проводимый им курс ушел в историю и, пережив непростые, смутные времена разброда и шатания Староверие Латвии может начать укреплять основы Веры. Но как показало время, посеянные Миролюбовым семена дают свои всходы. Иногда в братании с представителями патриаршей церкви бывают замечены бывшие соратники И.И.Миролюбова, но больше всех остальных вместе взятых на сем поприще преуспевает А.Н.Жилко, один из самых ярых противников Миролюбова и обличитель его незаконных деяний.
Вполне возможно, что древлеправославные христиане не всегда получают информацию о таких действиях, к тому же информация появляется в разное время и в разных местах, что не позволяет составить общее представление о ситуации, ведь чтобы получить полную картину происходящего необходимо обобщить имеющуюся информацию.
      За несколько лет накопилось достаточно материалов, которые позволяют сделать о сложившейся тенденции в Поморском староверии Латвии выводы, изложенные в данной информационной записке подготовленной по материалам средств массовой информации (СМИ) как печатных, так и электронных.

      О совместных мероприятиях и происходящих контактах между староверами и представителями патриаршей церкви регулярно информирует общество официальный сайт Латвийской православной церкви (ЛПЦ), который доступен по адресу http://www.pravoslavie.lv/ или http://www.pareizticiba.lv/. Иногда и в других изданиях появляются материалы на данную тему. 

      В данной информационной записке приведены цитаты из СМИ со ссылкой на цитируемое издание, а так же приложены фотографии которыми проиллюстрированы цитируемые материалы.

      На сайте ЛПЦ 9 мая 2008 года размещена заметка «День победы в Даугавпилсе», где сказано следующее: «8 мая ветераны Великой Отечественной войны вместе с руководством городской думы и руководителями различных общественных организаций, а так же генеральных консулов Российской федерации и Республики Беларусь посетили 7 мест захоронений героев и жертв Второй мировой войны, находящихся в различных районах города. Закончилось это мероприятие на братском кладбище, где благочинным Даугавпилсского округа, а так жедуховным наставником старообрядческой общины, были отслужены литии по усопшим воинам и возложены цветы на могилы». (http://www.pareizticiba.lv/index.php?newid=1618&id=6)


      Несмотря на то, что в заметке не указано имя наставника старообрядческой общины, на фотографии легко узнается Иван Алексеевич Жилко.

6 августа 2008 года сайт ЛПЦ сообщил о праздновании престольного праздника в кафедральном соборе г. Даугавпилса: «6 августа, в день памяти святых мучеников, благоверных князей Бориса и Глеба, в даугавпилсском кафедральном соборе во имя этих святых, Архипастырями Латвийской Православной Церкви были отслужены Божественная литургия и молебен с крестным ходом. Возглавил богослужение Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Александр Митрополит Рижский и всея Латвии. Сослужили Владыке Преосвященный Епископ Даугавпилсский Александр, наместник Екабпилсского Свято-Духова мужского монастыря иеромонах Алексий (Камалтдинов), благочинные даугавпилсского округа - протоиерей Георгий Попов, резекненского - протоиерей Виктор Теплов, Мадонского - протоиерей Элизбар Тризна, а также клирики этих благочиний.

      Среди почётных гостей, за богослужением присутствовали генеральный Консул Российской Федерации в г. Даугавпилсе Николай Алексеевич Вихляев, генеральный Консул Белоруссии в г. Даугавпилсе Геннадий Владимирович Ахрамович, мэр города Даугавпилса г-жа Рита Строде, наставник Первой

даугавпилсской старообрядческой общины о. Алексий Жилкои другие гости».
(http://www.pravoslavie.lv/index.php?newid=1827)
Материал проиллюстрирован подборкой фотоснимков с участниками празднования, которые подтверждают присутствие А.Н.Жилко на сем мероприятии.

      Следующие две заметки объединенные одной темой, но датированные разными годами позволяют сделать вывод, что присутствие А.Н.Жилко в Борисоглебском соборе патриаршей церкви г.Даугавпилса за вечерней первого дня Пасхи Христовой уже стало традицией.

      Материал «Архипастырское служение в Даугавпилсе» был опубликован на сайте ЛПЦ 27 апреля 2008 года: «27 апреля. Воскресение Христово. ПАСХА. Вечером этого дня, Его Преосвященство, Преосвященнейший Александр Епископ Даугавпилсский, в даугавпилсском кафедральном соборе свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, в сослужении духовенства даугавпилсского благочиния совершил Вечерню пасхальным чином.
      За богослужением молились почётные гости: генеральные консулы России Николай Алексеевич Вихляев и Белоруссии Геннадий Владимирович Ахрамович, декан Римско-Католической Церкви Александр Маделанс, Даугавпилсский епископ Латвийской Евангелистской Лютеранской Церкви Ейнарс Алпе, наставник Первой старообрядческой общины Алексий Жилко и настоятель лютеранского собора г. Даугавпилса Айварс Гусевс».
(http://www.pareizticiba.lv/index.php?newid=1567)

      В 2009 году 19 апреля на сайте ЛПЦ размещена статья под заголовком «Общеградское богослужение в г. Даугавпилсе»: «19 апреля. Воскресение Христово. ПАСХА. Вечером этого дня, Его Преосвященство, Преосвященнейший Александр Епископ Даугавпилсский, в даугавпилсском кафедральном соборе свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, в сослужении духовенства даугавпилсского благочиния совершил Вечерню пасхальным чином.
      За богослужением молились почётные гости: генеральные консулы России Николай Алексеевич Вихляев и Белоруссии Геннадий Владимирович Ахрамович, декан Римско-Католической Церкви Александр Маделанс, Даугавпилсский епископ Латвийской Евангелистской Лютеранской Церкви Ейнарс Алпе, наставник Первой старообрядческой общины Алексий Жилко и настоятель лютеранского собора г. Даугавпилса Айварс Гусевс».
(http://www.pareizticiba.lv/index.php?newid=2464)

      В продолжение пасхальной темы можно вспомнить и о заметке «Светлая седмица объединила» в газете «Резекненские вести» от 30 апреля 2004 года, где написано следующее: «В воскресенье, в последний день Светлой седмицы, в Даугавпилсе состоялось особое мероприятие. В нем приняли участие священник прихода костела святого Петра, пробст католического прихода Пресвятой Девы Марии, настоятель Борисо-Глебского собора отец Георгий, пробст Даугавпилсской лютеранской церкви, наставник новостроенской старообрядческой общины, а так же баптистский проповедник.
       Прозвучала молитва песнопения, в которой приняли участие не только священники, но затем и приходские хоры, смешанный хор «Даугава», солистка Елена Борель и оркестр аккордеонистов. Председатель городской думы Даугавпилса напомнила собравшимся слова столетней жительницы Даугавпилса, в которых наказ молодым молиться, ибо главным помощником и спасителем во всех делах является Господь Бог. И неважно, что христианские конфессии каждая по своему молится Иисусу Христу. Бог один, наши молитвы будут услышаны – так решили все, кто присутствовал на этом мероприятии». (Газета «Резекненские вести». 30.04.2004).

      Данная заметка проиллюстрирована фотоснимком, на котором можно узнать наставника Новостроенской старообрядческой общины – А.Н.Жилко.

 

      Небольшой по объему, но интересный материал на сайте ЛПЦ был посвящен прошедшей 13 января 2009 года панихиде по усопшему Алексию 2-му, патриарху Московскому и всея Руси. В заметке озаглавленной «Со Святыми Упокой» сказано следующее: «После литургии была совершена соборная панихида о Святейшем Патриархе. На панихиде присутствовали представители братских христианских конфессий, городского самоуправления, а также генеральные консулы Российской федерации и Республики Беларусь».
(http://www.pravoslavie.lv/index.php?newid=2256&id=6)

      В статье не указанны ни имена, ни фамилии участников панихиды, но запечатленные на фотографиях лица Алексия Николаевича Жилко и его сына Ильи Алексеевича, головщика Новостроенского старообрядческого храма не оставляют сомнений в том какие  представители «братских христианских конфессий» присутствовали при поминовении почившего патриарха.

      Об отношениях А.Н.Жилко с патриаршей церковью можно сказать, что они не ограничиваются последними годами, а уходят в историю более чем на десятилетие. Свидетельством этого служит опубликованная 2 марта 2004 года в газете «СМ – сегодня» статья «Тихая поступь истории», о торжественном открытии возрожденной Рижской Духовной семинарии ЛПЦ, в котором принял активное участие А.Н.Жилко.  

      Говоря о существующей тенденции взаимного участия и проведения совместных мероприятий Древлеправославными организациями с представителями патриаршей церкви, необходимо отметить, что проводниками этого курса являются не только представители семьи Жилко. Среди отметившихся на данном поприще представителей Поморского староверия можно увидеть Трифона Васильевича Кустикова, старшего наставника Рижской Гребенщиковской общины, Иллариона Ивановича Иванова, главного редактора «Поморского вестника», Николая Тимофеевича Иванова, заместителя главного редактора «Поморского вестника», руководителя Гребенщиковского училища. Фотографии сохранили для истории эти моменты.

      Из событий недавнего прошлого всем известно, что Т.В.Кустиков и И.И.Иванов на определенном этапе были соратниками И.И.Миролюбова.
Возможно, поведение Т.В.Кустикова станет понятным после прочтения его  интервью латвийской газете «Час» от 30 апреля 2004 года в статье «К староверам нужно прислушиваться» где он сказал следующее: «Староверие – большая ветвь древа Церкви Христовой, питающаяся от благодатных корней и приносящая добрые плоды, по которым и будет судить Господь каждого из нас. Невозможно допустить, чтобы эта ветвь упала на землю».
(http://www.chas-daily.com/win/2004/04/30/g_069.html?r=32&)

      Указанные поступки некоторых деятелей Поморского староверия нельзя недооценивать, ибо регулярное участие в подобных действиях, с последующей публикацией отчетов в различных СМИ приучает древлеправославных христиан воспринимать совместные мероприятия представителей Поморского староверия и патриаршей церкви как необходимую норму, особенно если такие снимки появляются в староверческой печати (Поморский вестник №21, июнь 2008 года, стр. 59.)      
       Особую тревогу вызывает то, что некоторые из указанных лиц (Н.Т.Иванов, А.Н.Жилко, Т.В.Кустиков) имеют самое непосредственное отношение к Гребенщиковскому духовному училищу, которое «воплощает в жизнь двухлетнюю программу староверского образования с практическим уклоном». Таким образом, все обучающиеся в училище могут наглядно увидеть «практический уклон».
      Начало 21-го века в Поморском староверии Латвии было отмечено изгнанием Миролюбова из лона ДПЦ, в котором активную и видную роль сыграли большинство из упомянутых лиц. Оценивая вышеизложенное, а так же кампанию по нейтрализации И.И.Миролюбова, невольно закрадываются сомнения, что изгоняли Миролюбова лишь для того, чтобы самим занять его место и продолжить выбранный им курс.
      Когда в начале 90-х годов прошлого века звучали предупреждения о действиях Миролюбова направленных на реформирование Поморского староверия, то большинство относилось к этой информации с недоверием, но время показало выбранный им курс и правильность высказанных опасений за несколько лет до начала И.И.Миролюбовым активных действий.
      После изгнания Миролюбова для налаживания церковной жизни 17 сентября 2001 года в Гайковской старообрядческой общине г.Даугавпилса прошел Съезд, где была принята Резолюция, пятый пункт которой гласит: «Церковный Собор осуждает практику совместного богослужения древлеправославных христиан с представителями иноверных конфессий. Собор осуждает допущенные отклонения от канонических Святоотеческих Правил, которые уже выразились в совместном богослужебном общении некоторых официальных лиц ДПЦЛ с иноверными: в Риге, в пос. Граверы Краславского района Латвии, в Иерусалиме, в Москве и в некоторых городах США». (Газета «Щит веры» №1 (7) январь 2002 года. Издание 1-ой Даугавпилсской (Новостроенской) старообрядческой общины). Одним из подписавших данную резолюцию значится А.Н.Жилко.

      Справедливости ради, необходимо отметить, что у поморцев в Латвии проходят множество различных публичных мероприятий, но представители духовенства патриаршей церкви присутствуют только на мероприятиях к организации которых имеют отношение только вышеназванные господа.
Принимая во внимание данные поступки необходимо обсудить действия названных лиц и сложившуюся тенденцию в Поморском староверии Латвии.

 

С уважением,                                       Петр Алексеев