Поклонись родителям – передай наследникам

(Отчет о Первых Заволокинских чтениях)

Фоторепортаж

16 – 17 декабря 2005 года в Риге в аудиториях Балтийского Русского института (БРИ) в теплой дружеской, братской атмосфере прошли первые «Заволокинские чтения». Дата проведения чтений была приурочена к дню Ангела Ивана Никифоровича Заволоко, который отмечается 17 декабря в день памяти святаго Иоанна Дамаскина. Чтения были организованны Староверческим обществом им. И.Н.Заволоко в содружестве с Балтийским Русским институтом. Мероприятие подобного международного уровня и масштаба у староверов в Латвии состоялось впервые. На приглашение принять участие в чтениях, посвященных светлой памяти Ивана Никифоровича Заволоко, откликнулись наставники, староверы, исследователи, ученые – в общей сложности, представители семи государств. Самое большое представительство участников чтений было из Латвии и России: о.Феодор Бехчанов (наставник Ливанской и Рижской Богоявленской общин), Владимир Багиров (БРИ), Майя Баженова (БРИ), Сергей Журавлев, Иосиф Трофимов (Даугавпилский университет), Александр Гапоненко (БРИ), Виктор Бирюков, Арнольд Подмазов (все представляют Латвию), о.Сергей Мелько (наставник Архангельской общины), Алексей Безгодов (представитель Российского Совета ДПЦ), Ирина Трушкова, Людмила Сахарова, Елена Кривошеина, Юлия Смышляева, Юлия Шатунова (все Вятский университет), Виктор Осипов (директор Музея истории и культуры старообрядчества) (все представляют Россию). Эстонию представляли Павел Варунин (Председатель Союза Старообрядческих приходов Эстонии), Галина Пономарева (Тартусский университет); Украину – о. Никола Бабичев (наставник Житомирской старообрядческой общины), Сергей Петров (председатель Киевского городского общества старообрядцев-липован), Людмила Свинцова и Дмитрий Свинцов (Киевское городское общество старообрядцев-липован); Белоруссию – Александр Белов (председатель Минской старообрядческой общины); Польшу – о. Никола Васильев (наставник Сувалкской старообрядческой общины) и Петр Буланов (член Центрального Совета старообрядцев Польши); Литву – Акилина Дубовская. Открыл конференцию председатель Староверческого общества им. И.Н.Заволоко Петр Алексеев. Приветственное слово сказал проректор БРИ по науке Владимир Николаевич Гуров: «Здравствуйте люди русские! Мне очень приятно так приветствовать Вас и передать привет от основателей нашего института Валерия Евгеньевича Никифорова и Станислава Анатольевича Буки с пожеланием максимально эффективной и плодотворной работы, которая, по нашему убеждению, должна заложить основы, чтобы такие чтения сделать регулярными. Перед тем как сказать приветственное слово, у меня в памяти всплыло выражение «Поклонись родителям – передай наследникам». Слово «наследники» можно заменить словом «потомки», но я почему-то подумал, что, обращаясь к староверам, надо говорить о наследниках. Это очень ценное качество, это вызов нашему сегодняшнему дню, поскольку староверы несколько сотен лет сохраняли традиции, корни и передавали не просто слова, они передавали наследство реальное и духовное. Этот опыт сейчас может служить жизненным примером, а не преданьем старины глубокой. Мне очень приятно, что «Заволокинские чтения» уже с самого начала международное явление. Вчера я познакомился с очень приятными, милыми представителями Вятки и надеюсь, что с каждым разом круг наших друзей и контактов будет расширяться. Балтийский Русский Институт поддерживает русскую культуру в стране, где восстанавливаются демократические традиции, и мы - убежденные борцы за развитие демократических ценностей. Многое идет не легко, как в любом сложном процессе, но демократические ценности позволяют Вам нести свой свет в мир. У меня есть предложение. Я от имени БРИ предлагаю через два года провести еще одни чтения, но более тематизированные. Поскольку я экономист, занимаюсь управлением, экономикой, хотелось бы чтения провести в Латгалии, посвятив их такой проблеме, как старообрядчество и дух предпринимательства, пригласив активных людей, чтобы обсудить реальные проблемы выживания нашей экономики, духа предпринимательства. Еще раз желаю успеха, удачи, здоровья и надеюсь, что мы положили только начало большого пути». Напутственное слово сказал о. Феодор Павлович Бехчанов, наставник Ливанской и Рижской Богоявленской старообрядческих общин: «Дорогие братия и сестры! Уважаемые дамы и господа! Приветствую всех участников «Заволокинских чтений» и особенно гостей, которые прибыли из-за рубежа, не считаясь со временем, чтобы принять участие в этой конференции по староверию. Желаю чтениям успешной работы, чтобы они послужили укреплению нашего Древлеправославия.» Участников и гостей чтений поприветствовал Сергей Леонидович Долгополов, депутат Рижской Думы: «Здравствуйте, дорогие друзья! Для меня большая честь традиционно участвовать в мероприятиях, которые проводят общества староверов. Для меня это не только большая честь, но и большая школа, потому что в наш очень сумбурный, очень озлобленный век крайне не хватает традиций добра, традиций сохранения культуры, языка, умения жить в обществе и сохранять самих себя. Я всегда с огромным интересом участвую в этих мероприятиях и для меня, еще раз хочу сказать, это большая школа. Я желаю, чтобы эта добрая традиция, этот добрый дух, который исходит от староверов, распространились на все наше общество. Я желаю Вам успеха, сохранения и поддержания этой традиции, я желаю Вам здоровья и всяческого благополучия». Чтения были разделены на четыре секции: первая – Богословская традиция староверия; вторая – Традиции староверия и краеведческие исследования; третья – К биографии и деятельности И.Н. Заволоко и четвертая – Староверие и мир. Во время работы первой секции о.Феодор Бехчанов оценил положение староверия в современном мире и четко обозначил многие проблемы, которые ведут к упадку духовности, религиозности. Руководитель магистратуры БРИ Владимир Александрович Багиров провел системный анализ нормативных актов, определявших правовое положение староверов в Российской империи. Перекликались доклады Алексея Безгодова и Павла Варунина, которые поведали слушателям о памятных местах поморцев и проблемах туризма в старообрядческих поселениях, особенно в свете набирающего обороты сакрального туризма. Больше всего докладов было прочитанно во второй секции. Местные традиции и особенности быта и жизненного уклада староверов в различных местах проживания были подробно изложенны докладчиками, что показывает и подтверждает большую подготовительную работу по сбору материалов, проведенную участниками чтений во время подготовки к конференции. Третья секция чтений была посвещенна биографии и деятельности И.Н. Заволоко. Активная просветительская деятельность Ивана Никифоровича в 30-е годы прошлого века с Кружком Ревнителей старины, последующая научно-исследовательская и археологическая работа на староверческом поле, его вклад в историю и духовную жизнь Древлеправославия нашли свое достойное отражение в докладах участников чтений. Заслушав все доклады третьей секции Староверческое общество поприветствовало племянницу Ивана Никифоровича, Раису Никитичну Коновальчик, и наградило почетными грамотами кружковцев – ревнителей старины, соратников И.Н.Заволоко. Подтверждая преемственность певческих традиций Кружка, заседание третьей секции закончилось выступлением хора «Грезн». Завершала работу чтений четвертая секция, во время работы которой были рассмотрненны многие актуальные вопросы современности, начиная от взаимотношений старообрядцев и советской власти (Сахарова Л.Г., Вятский университет) и существования старообрядцев в постиндустриальную эпоху (профессор Трушкова И.Ю., Вятский университет) до устранения противоречий Юлианского и Григорианского календарей (профессор Бирюков В.Я., Рига). Путь столетий от описания образа старовера в творчестве Лескова (профессор Трофимов И.В., Даугавпилсский университет) до современного опыта развития духовно-нравственных ценностей русских (Гапоненко А.В., Рига) завершал работу секции доклад профессора Подмазова А.А. «Устав как исторический источник». Руководили работой секций, обеспечивая порядок и соблюдая регламент заседаний о.Никола Васильев, Павел Варунини и Алексей Безгодов. По результатам чтений было решено издать сборник материалов конференции. В состав международной редколегии вошли представители различных государств, участвовавших в работе первых «Заволокинских чтений»: Арнольд Подмазов (редактор, Рига, Латвия), Алексей Безгодов (Москва, Россия), Ирина Трушкова (Киров, Россия), Галина Пономарева (Тарту, Эстония), Петр Буланов (Сувалки, Польша), Ирина Маркина (БРИ, Рига, Латвия) и Петр Алексеев (Рига, Латвия). После подведения итогов хор «Грезн» исполнил духовные стихи, завершив программу Первых Заволокинских чтений. Своими впечатлениями о прошедшем мероприятии поделились участники чтений. О. Никола Викторович Бабичев, наставник Житомирской старообрядческой общины (Украина) : «Я впервые не только в Риге, но и в Латвии. Увиденное впечатляет. Помимо участия в «Заволокинских чтениях» мы посетили многие латвийские старообрядческие общины. Храмы хорошо сохранились. Мы можем латвийские приходы брать за образец. Жаль, что не посетили все храмы, но об увиденном буду рассказывать своим прихожанам. Нам, староверам, надо больше общаться. К сожалению, некоторые староверы считают, что храм достаточно посетить два раза в год - на Пасху и на Рождество. Это, конечно, наша недоработка, наставников, мало рассказываем, мало убеждаем. Меня, представителя Украины, приятно удивило, я бы сказал, порадовало отношение Латвийского государства к латвийским староверам. Это было видно и на «Заволокинских чтениях», на которых присутствовала Айна Карловна Балашко, представитель Министерства интеграции ЛР. Она с благодарностью отзывалась о деятельности Староверческого общества им. И.Н. Заволоко. Спаси Господи организаторов «Заволокинских чтений» за проведенное мероприятие, за предоставленную возможность совершить паломничество по старообрядческим приходам Латвии». Александр Николаевич Белов, председатель Минской старообрядческой общины (Белоруссия) : «В Латвии бывал лет 30 назад на экскурсии, еще в советское время. С тех пор произошли большие изменения. «Заволокинские чтения» были проведены на высоком уровне, понравился Балтийский Русский институт, один из организаторов чтений, в помещениях, которого прошли сами чтения. Если даст Бог, то чтения должны продолжаться и стать регулярными. Хотелось бы принимать участие в этих мероприятиях. На чтениях были представленны многие страны, определившие международный статус конференции. Во время чтений происходило общение участников, завязывались новые знакомства, устанавливались связи и контакты, укреплялось сотрудничество между старообрядческими общинами. Иван Никифорович Заволоко, в честь которого прошли первые чтения, внес неоценимый вклад в дело сохранения веры, в дело популяризации староверия и данное мероприятие продолжило его дело. По мере возможностей мы посетили почти все общины Даугавпилса, многие храмы Латгалии, в том числе, в Резекне. Здесь, в Латвии, было меньше атеистической пропаганды и большинство храмов сохранилось в неплохом состоянии. Дай Бог, чтобы в них было побольше прихожан». Трушкова Ирина Юрьевна, руководитель делегации Вятского государственного университета (Россия), профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук: «Мы очень долго собирались и заранее подготовили материалы для такого интересного мероприятия. У нас были разные мысли, как ехать, потому что мы первый раз ехали в независимую Латвию. Наша поездка нас приятно удивила с точки зрения демократических свобод, и особенно поразила очень хорошая организация первых «Заволокинских чтений». Солидное мероприятие, серьезное. Многие участники высказали пожелание сделать «Заволокинские чтения» традиционными. Мы тоже поддерживаем эту идею и хотим, чтобы конференция стала постоянной. Наша делегация на чтениях представляла Вятский государственный университет и его самый молодой гуманитарный факультет. У нас классическое университетское образование, и здесь есть точки соприкосновения с БРИ. Руководство нашего университета, ректор Евгений Васильевич Пимонов и проректоры Владимир Сергеевич Кожан и Вениамин Васильевич Рыков, очень прогрессивные руководители. Такое же прогрессивное начальство в лице проректора Владимира Николаевича Гурова и декана факультета культурологии Ирины Семеновны Маркиной мы увидели в БРИ. С Балтийским Русским институтом мы заключили протокол о намерениях и будем прорабатывать и развивать три направления. Было бы неплохо, если бы протокол о намерениях предстал для нас конкретным договором. По формам работы речь идет о конференциях, научных, исследовательских публикациях, обменах стажировок. Увиденное в Латвии количество поморских храмов нас очень впечатляет, приходы большие, находятся в более цветущем состоянии по сравнению с нашими поморскими общинами. Мы не думали, что до такой степени все хорошо в Латвийской Республике с религией. К сожалению, у нас сказались трудные довоенные годы массовой борьбы с религией, годы воинствующего атеизма. Когда мы ехали в Латвию, то думали, как будем общаться, не зная латышского языка. Мы даже запаслись словарями русско-английским, русско-немецким, но словари нам не понадобились.Это были открытия нашей командировки в Ригу». Сахарова Людмила Геннадьевна, доцент кафедры всеобщей истории Вятского государственного университета, кандидат исторических наук: «Я изучаю историю вятского староверия, и в Латвии меня удивили душевные наставники, которые по-доброму встречают, объясняют, общаются. Особенно удивил такой особый, жизненный юмор, находчивость, рационализаторство, хозяйственная сметка. Мне бы хотелось поблагодарить всех, с кем нам довелось встретиться. На родине меня очень ждут, и я хочу поделиться с нашими староверами, рассказать, как живут в Риге. В советское время связь была налажена, люди переписывались, и поэтому нашим старообрядцам будет очень интересно узнать, какая сейчас ситуация в Латвии, потому что эта тема практически не освещается. Я преподаю историю нашей страны, всеобщую историю, историю Латвии, Украины, Белоруссии по нашим учебным планам в рамках истории стран Запада. Для расширения представления наших студентов о Латвии, мы планируем на основе данной поездки провести беседы вне аудиторных занятий, чтобы создать действительно правильное представление о том, как живут русские в Латвии, как живет народ Латвии. В рамках курса религиоведения необходимо достоверно освещать историю старообрядчества, потому что бывают юмористические ситуации, когда показываешь студентам фотографии современных староверов, а они удивляются, как их могли снять на фото в 17-18-х веках. Эта поездка поможет расширить кругозор наших студентов. В работе конференции такого международного уровня, которая позволила пообщаться с представителями многих стран, я участвовала впервые, но я постоянно участвую в конференциях, посвященных староверию. Я планирую расширить изучение старообрядчества в нашем регионе, освещая его более масштабно и углублять свои знания о староверах других регионов. Мы познакомились со студентами БРИ, студентами из Даугавпилса и надеемся, что наше сотрудничество продолжится. Мы хотим пригласить их в наш университет, ознакомить с историей Вятки, ведь это русская глубинка. Так же хотелось бы, и я постараюсь в этом помочь, чтобы наши староверы установили контакты, для начала пусть на уровне чтения газет, журналов, просмотра фотографий, рассказов. Это для них имеет достаточно большое значение, так как они только начинают переходить на легальное положение». Кривошеина Елена, студентка 4-го курса гуманитарного факультета Вятского государственного университета: «Приехать в Ригу побудил интерес больше узнать о староверии, желание сравнить жизнь у нас и здесь, в Латвии, и главное – принять участие в конференции. Это расширяет наш кругозор, дает возможность узнать, как другие исследователи смотрят на тему старообрядчества, какие аспекты изучаются и рассматриваются. Даже просто для себя послушать было очень интересно. Мой интерес к староверию связан с тем, что я сама староверка, но мои родители в советское время не придерживались положенного, и я оказалась оторвана от традиций, присущих староверию. Мне интересно изучать свои традиции, свои корни, а так как меня в детстве к этому не приучили, у меня есть личный интерес все это знать, это мой долг. Я занимаюсь изучением духовных стихов. Считаю, что их изучать очень важно, потому что они наиболее полно выражают духовность и мировозрение староверов и касаются всех нравственных и моральных аспектов. Я не ожидала, что будет такой радушный прием, что встретятся такие люди открытые, особенно среди староверов. У нас староверы больше закрыты, к ним надо иметь особый подход, чтобы они больше рассказали о традициях и обычаях. Здесь проще. Очень понравилось посещения храмов. Желаю сохранять наши традиции, не забывать их, поддерживать, не терять силу, терпение, а самое главное - веру». Смышляева Юлия, студентка 4-го курса гуманитарного факультета Вятского государственного университета: «О конференции, о Риге, о людях остались самые хорошие впечатления и воспоминания. Мы посетили не только столицу, но и другие города, что позволило составить достаточно полное представление о Латвии. Принимали везде очень радушно. Ехали сюда с определенным настроением, но здесь наши ожидания не оправдались, настроение изменилось кардинальным образом. Мой доклад был на тему «Сравнительный анализ «надгробных слов» на кладбищах староверов в Лебяжском районе Кировской области». Изучать и исследовать историю легче всего по памятникам материальной культуры. Слово, язык всегда отражают духовное богатство людей, поэтому все, что осталось на памятниках, надо изучать и записывать. В нашем Вятском крае таких надписей остается все меньше, поэтому мы стараемся их списать, сохранить, оставить в памяти и донести до людей. Наши старообрядческие кладбища приходят в запустение. Деревни исчезают, старики умирают и ухаживать за кладбищами становится некому. По тем кладбищам, где я ходила, памятников осталось очень мало, в основном все повалены. Я сделала фотографии, запечатлела их для себя и для истории. Выбор исторического факультета – это семейное. Мой папа историк, он с детства приучил меня к этому предмету. История такая наука, которую должен знать каждый, независимо от своей профессии и специальности. Я желаю всем жителям Латвии здоровья, счастья и благополучия, потому что такие люди заслуживают самого хорошего, что есть в нашем мире. Если будет приглашение, мы с удовольствием поучаствуем в работе следующих чтений». Шатунова Юлия, студентка 4-го курса гуманитарного факультета Вятского государственного университета: «Научной работой меня заинтересовала мой преподователь Трушкова Ирина Юрьевна. С первого курса стала втягивать в науку. Интерес к старообрядчеству идет именно от нее. На ее занятиях мы изучали теоретическую основу старообрядчества, а потом стали ездить в экспедиции по Кировской области и изучать старообрядчество не по учебникам, а изнутри. Изначально я интересовалась праздниками, а потом, когда мы стали изучать старообрядчество, я взяла тему «Праздники у старообрядцев». На чтениях я выступила с докладом «Престольные праздники у старообрядцев-беспоповцев Кильмезского района Кировской области». У меня есть старообрядческие корни. В одной деревне, где я собирала информацию, у меня живет дядя. Он старообрядец и многое рассказывал о своей семье, о воспитании, о своей бабушке, о жизни староверов. Его рассказы меня заинтересовали, и я пошла собирать информацию у других жителей в этой деревне. Интерес к староверию еще идет и от дяди. Впечатления от Латвии, от Риги просто замечательные. Мы не ожидали, что нас так встретят - было очень приятное душевное общение. Пообщавшись со студентами БРИ, мы поняли, что этот институт очень высого уровня. Рига – это удивительный город, особенно Старая Рига, исторический центр. Наверное, можно гулять всю ночь и не обойти все улочки. От увиденного есть ощущение легкого шока – заграница, Европа, все другое, но все говорят на русском». Помимо участия в чтениях, гостям и докладчикам была предложена разнообразная культурная программа. Председатель Балто-славянского общества культурного развития и сотрудничества Елена Ярошевская провела обзорную пешеходную экскурсию по Риге, ознакомив гостей с вековыми достопримечательностями латвийской столицы. Сергей Журавлев, руководитель Русского клуба «Улей», депутат Рижской Думы показал Рижские кладбища: Покровское, Райниса, рассказав о многих покоящихся там выдающихся личностях. Дань памяти борцам за свободу Латвийской Республики гости отдали на Братском кладбище, а на Лесном поклонились праху Первого президента ЛР Яниса Чаксте. Для участников чтений были организованы экскурсии в рижских старообрядческих общинах: Богоявленской Поморской и Гребенщиковской. Желающие так же имели возможность поклониться Ивану Никифоровичу Заволоко на его могиле в Резекне, посетить некоторые старообрядческие храмы Латгалии (район Латвии, исторически населенный староверами) и памятные места, почитаемые латвийскими староверами. Во время посещения старообрядческих храмов руководство общин знакомило участников чтений с историей храмов, с их достопримечательностями, с сегодняшней жизнью. В Резекне о проведенных в храме работах и планах на будущее рассказал председатель Кладбищенской общины Владимир Владимирович Никонов. Наставник Даугавпилсского Старофорштадского прихода показал недавно построенную при храме часовню, поведал о предстоящем строительстве нового храма на старом месте, под который уже заложен фундамент. О. Никанор Прокопьевич Зубков, настоятель Гривской старообрядческой общины, увлекательно и интересно рассказывал гостям о Гривском храме, показывал проведенные работы и внедренные рационализаторские предложения. Подводя итоги конференции, надо сказать, что на приглашение принять участие в работе Первых «Заволокинских чтений» откликнулись многие наставники, представители Древлеправославия, маститые, авторитетные исследователи староверия, а самое главное –молодежь, которая делает начальные шаги в таком важном и нужном деле, как сохранение, развитие и пропагандирование основ Старой Веры, ее истории, культуры. Молодое поколение староверческих поморских духовных отцов представлял наставник Поморья из Архангельска – о. Сергей Мелько, рассказавший о духовных традициях Архангельской области. Участие молодежи – Елены Кривошеиной, Юлии Смышляевой, Юлии Шатуновой (все из Вятского университета), Майи Баженовой (из БРИ, Рига) и их серьезные, интересные труды призваны пробудить интерес к изучению славного наследия староверия и должны способствовать появлению новых, молодых исследователей и носителей Древлеправославия. Участие молодежи в работе «Заволокинских чтений» особенно актуально и символично, ибо сам Иван Никифорович очень трепетно и заботливо относился к подрастающему поколению, начинающему самостоятельную жизнь. Помимо выступления с докладами, участники чтений знакомились лично, ибо многие видели друг друга впервые. Они устанавливали деловые связи, контакты, договаривались о различных формах сотрудничества. Общение представителей Поморского староверия разных стран должно способствовать в дальнейшем их более тесному взаимодействию и сотрудничеству. Во время реализации замысла «Заволокинских чтений» идею их проведения поддержал председатель Сената БРИ Станислав Анатольевич Бука.Большая подготовительная и организационная работа была проделана сотрудниками и студентами БРИ под руководством декана факультета культурологии Ирины Семеновны Маркиной. Существенный вклад на начальном этапе подготовки внесла Т.Г.Колосова, а на завершающем И.Л.Шурмель. По результатам «Заволокинских чтений» все, кто принимал участие в подготовке, организации и работе научно-практической конференции были награждены благодарственными грамотами Староверческого общества им. И. Н. Заволоко, а представители делегации Вятского университета были еще награжденны и почетными грамотами Балтийского Русского института. «Заволокинские чтения» прошли при финансовой поддержке Секретариата Министра по особым поручениям по делам общественной интеграции и Фонда Культурного капитала. Содействие чтениям оказали Рижская Богоявленская Поморская старообрядческая община, Резекненская старообрядческая община, Гривская старообрядческая община, Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, Прейльское Славянское культурно-просветительное общество, Старообрядческое общество Латвии, Русский культурный центр – русский клуб 'Улей', Татьяна Георгиевна Колосова, Ирина Лукьяновна Шурмель.
Пресс-служба Староверческого общества им. И. Н. Заволоко