Из истории Режицкой Кладбищенской старообрядческой общины


Для восточной части Латвийской Республики, именуемой Латгале, характерно наличие большого количества русского старожильческого населения. Его контингент формировался на протяжении достаточно длительного исторического периода, уходящего корнями в X–XI век и заканчивающегося первым пятилетием ХХ столетия, причем конец XVII – начало XVIII столетия и вторая половина XVIII – начало XIX столетия характерны концентрацией именно старообрядческого русского населения.

Только в Режице (Резекне с 1920 г. – В.Н.) и Люцине (Лудза) с уездами по состоянию на 1940 г. насчитывалось 36 старообрядческих общин. Предлагаемая публикация представляет собой сокращенный фрагмент исследования по их истории и посвящена «Режицкой кладбищенской старообрядческой общине старопоморского согласия» (далее РКО).

Основная масса русского, в том числе и старообрядческого, населения проживала в уездах: так, в 1780 г. в Режицком уезде насчитывалось 778 старообрядцев, в 1826 г. – 17390, и, наконец, в 1912 г. – 36340. Что касается непосредственно города, то в своей работе я предполагал наличие старообрядческого населения в XVIII в.

Вновь выявленные документы заставили меня изменить мнение. По данным 1792 г. в Режице имелись следующие конфессии: «Город населен белорусским народом законов греко-российского, униатского, римско-католического и еврейского». Посемейные списки городских старообрядцев 1837 и 1844 годов указывают 18 (79) душ и 19 семейств соответственно, и только в 1848 г. чувствуется заметный прирост – 172 души. Во второй половине XIX столетия сложились благоприятные условия для развития города, стало расти население, старообрядческое в том числе, так, если в 1862 г. это 590 человек (18,45% от общего населения), в 1867 г. – 913 (12,51%), в 1912 г. – 2168 человек. По донесению Режицкого городничего (1826 г.) «моленных и прочих зданий, в которых совершаются старообрядцами богослужения, не находится» все немногочисленное население ходило исполнять требы в моленную в трех верстах от города. Позднее стали нанимать частные дома и самовольно там собираться.

В 1858 г. в 400 саженях за городским окопом отводится земля под старообрядческое кладбище, где позднее формируется весь комплекс РКО.
Первый молитвенный дом, якобы по устному разрешению начальника западного края М.Н.Муравьева, возвели на общественные деньги в 1863 году. Как затем показало следствие, к его постройке были причастны 42 человека, а руководил сбором пожертвований и строительством мещанин Семен Иванович Синицын. Сооружение имело длину 6 и ширину 4 сажени (12,8 х 8,53 м), покрыто было соломой и внутри разделено на две комнаты с печами.

Режицкий благочинный о.Перлашкевич в связи с этим доносил, что при кладбище выстроена моленная больших размеров, и при ней повешена рельса. Просуществовала она не долго, уже в 1865 году, по распоряжению Витебского губернатора генерал-майора В.Н.Веревкина ее опечатали, велось дознание, которое для строителей не имело последствий, главный же виновник С.И.Синицын к тому времени уже скончался (1864 г.). В ноябре 1868 года Режицкий уездный суд вынес постановление, по которому «дом, выстроенный для моленной, отдать в жилище раскольникам под надзор полиции».

Предполагалось устроить там богадельню, используя это как прикрытие, старообрядцы моленную восстановили. Но уже в мае 1869 года по доносу режицкий уездный исправник производит осмотр, обнаружен иконостас, аналой, книги, кадильницы и другие предметы, свойственные моленной.

Здание тут же опечатали, причем присутствовавшие при этом наставник Иван Иванов и собравшиеся старообрядцы подтвердили, что на службу собирался народ из города и окрестных деревень.

Шестнадцать богослужебных книг изъяли для отправки в консисторию. Опять началось следствие. Старообрядцы по-прежнему, вплоть до 80-х годов, продолжали собираться на молитву: летом – в сенях опечатанной моленной, зимой – в избе сторожа. Нанимались для этой цели и частные дома.

В 1880–84 гг. доверенные от «общества старообрядцев Федосеевского Московского Преображенского согласия» мещане В.А.Васильев, О.С.Синицын, Е.Д.Колосов и крестьянин В.Китов неоднократно ходатайствовали о распечатывании моленной, но безрезультатно. К этому времени (1884 г.) к кладбищенскому обществу принадлежало 150 семей (около 500 душ), то есть, третья часть всего городского старообрядчества (1486 душ). После этих неудач избирается другая тактика – мещанин Е.Д.Колосов в апреле 1885 г. подает прошение о разрешении построить на собственном участке вблизи кладбища семейный молитвенный дом, правда, с правом допуска на молитву посторонних лиц. Разрешения он не получил, однако, в том же году в течение месяца и, очевидно, на общественные деньги моленная была построена.

Пристав Булыгин 8 июня 1886 года усмотрел, что во вновь выстроенном доме «раскольники самовольно открыли молненную», где и собрались на молитву. Здание опечатали, в очередной раз началось дознание, а иконы, книги и прочая утварь были конфискованы.

Уголовное дело в отношении Колосова впоследствии было прекращено. Кладбищенские старообрядцы на некоторое время примкнули к Васильковской моленной, при этом неоднократно и безрезультатно ходатайствовали о распечатывании моленной в доме Колосова.

В 1890 г. от Васильковской моленной отделилась группа лиц, которая начала новый этап. Для начала здание переоформили на Леона Воробьева, который впоследствии, в 1915 году, подарит его общине. В дело вступили достаточно состоятельные и влиятельные старообрядцы: Л.Воробьев, Г.А.Разумеев, И.П. и Д.П.Синицыны, Е.Синицын, И.Воробьев, А.Ф.Разумеев и Н.В.Козлов. Благодаря их энергии, денежным средствам и связям, а дошли они в 1896 году вплоть до государя, и учитывая, что в 1893 году закрыли Васильковскую моленную, 28 июля 1898 года взамен была разрешена Кладбищенская, или Щербаковская (Аггеевская) моленная – это и есть дата официального открытия существующего храма. Разрешенный к переделке дом Воробьева имеет 8 саженей в длину и 4 в ширину (17,07 х 8,53 м) и «...представляет вид обыкновенного жилого дома». На момент открытия РКО насчитывала 1202 души. При этом следует заметить, что задолго до этого, в 1893 году, в доме Воробьева поселился наставник Е.А.Щербаков. Там имелась комната для моленной и комната для чтения псалтыря. Совершенно очевидно, что проводились самовольные моления. Это подтверждает письмо помощника начальника Витебского губернского жандармского управления, где он пишет, что Щербаков разъезжает по разным моленным и на большие праздники ведет безнаказанно службу по той причине, что «...к уездному исправнику Корецкому сходит закоренелый раскольник, богатый и влиятельный купец Иван Петров Синицын «походотайствует», и затем Щербаков служит смело». Полиция несомненно имеет выгоду, но доказать это нельзя, по слухам, только за разрешение молиться на Рождество, Корецкий получил 70–75 рублей и около 25 рублей другой полицейский чин.

Прискорбные для российского государства события 1905 года оказались благом для старообрядцев. Новое законодательство существенно упростило старообрядческую жизнь и дало новые возможности, которые Режицкие старообрядцы использовали сполна. Уже в декабре 1905 г. директор департамента общих дел МВД Арбузов телеграфировал: «Прихожанам старообрядческого молитвенного дома в городе Режице министерством разрешено поставить колокол». На сегодня мне удалось обнаружить лишь неутвержденный вариант проекта пристройки, датирован он мартом 1906 года и подписан академиком архитектуры Крыловым (?) (подпись неразборчива). Однако возведенное сооружение лишь в общих чертах сохранило конфигурацию колокольни. Колокола являются одной из достопримечательностей общины. Отлиты они на заводе Т-ва А.С.Лаврова в Гатчине. Большой имеет вес 302 пуда 5 фунтов и подарен И.П. и М.Е.Синицыными, средний сооружен на общественные деньги – 158 пудов и 30 фунтов, и малый весом 69 пудов подарен М.Е.Воробьевым и М.А.Трубицыным.

Большое количество икон написано Г.Е.Фроловым, встречаются работы его ученика П.М.Сафронова. В 1907 году община получила статус юридического лица.

Количество членов общины в 1912 году – 800, причем только 180 имели право голоса, т.е. соответствовали возрастному цензу и полностью уплатили взносы, в 1922 году – 2275, в 1935 г. – 2025, из них полноправных – 250 и, наконец, в 1940 г. – 1300 и 112, соответственно.

Исстари в районе кладбища находился домик, где проживали старики. На его основе в 1897 году открыли богадельню, где в это время проживало около 40 человек. В 1901 году строится новое здание богадельни, ремонтируется старое, строятся различные хозяйственные постройки, спустя семь лет (1908 г.) богадельня получает официальный статус и устав. В обновленной богадельне призревалось 24 человека, доминировали женщины.

В предреволюционные годы у кладбища окончательно сформировался старообрядческий комплекс из храма, богадельни, домов эконома и наставника и ряда хозяйственных построек, оценивавшихся в 23310 рублей, кроме того, в центре города находился двухэтажных дом, приносивший ежегодно 1360 рублей чистой прибыли. По завещанию И.Л.Синицыной, был получен неприкосновенный капитал в ценных бумагах на сумму 102960 руб. В целом источником формирования денежных средств служили доходы от продажи масла, свечей, аренды недвижимости, процентов с капитала, тарелочного сбора, пошлин за выдачу документов и членских взносов, которые платились очень плохо.

Расходную часть составляли затраты на покупку свечного материала, масла, расходы по содержанию храма, в том числе, жалованье старосте (60 руб. в месяц), пономарю (10), сторожу звонарю (25), кухарке (8), коровнице (5), помощнику учителя (35).

Заканчивая краткий обзор истории РКО было бы несправедливо не упомянуть о наставниках. На сегодня о них имеются неполные данные. Так, одним из первых был Иван Иванов (1869 г.), отмечен он и в 1875 г. С 1893 г. – это Ефрем Щербаков, фигурирует он и в 1902 г. Двадцать шесть лет с перерывом отслужил Архип Семенович Синельников 1905–1915 (16) и 1924– 1940 г. В 1917 г. благословлен на наставничество бывший до того 25 лет головщиком Д.Е.Миролюбов, в 1922 г. – это Н.В.Цветков и, наконец, с 01.02.40 г. Иван Никифорович Заволоко. Помощником наставника с 1924–40 году служил А.М.Тимашев.

Резюмируя запутанную историю РКО, следует отметить, что впервые при кладбище в 1863 году появилась моленная, ее здание впоследствии вошло в состав богадельни. В 1885 году строится дом Колосова–Воробьева, на базе которого в 1898 году официально устраивается существующая моленная и, наконец, в 1906 году делается пристройка колокольни и храм приобретает современный вид. После революции сколько-нибудь заметных строительных работ не производилось. Большинство из строений комплекса сохранилось и используется общиной по сей день.

Владимир Никонов
Меч Духовный, №9