Ряпино. Конференция


В старинном эстонском городке Ряпино, 18 сентября 2009 года, состоялась конференция, посвященная истории и культуре старообрядчества, которую организовали Ряпинский краеведческий и садоводческий музей и Союз старообрядческих общин Эстонии.

В свое время в Ряпино (Ряпина мыза) располагалась Ряпинская обитель, которая сыграла огромную роль в русском староверии, ибо некоторое время являлась главным духовным центром федосеевцев.

Ряпина мыза (Ряпино) в Юрьевском уезде (Юрьев Ливонский – нынешний Тарту) была подарена в 1710 году князем Меншиковым во владение Феодосию Васильеву. Однако на новое место федосеевцы переселились, когда место Феодосия занял уже его сын Евстрат (до 1689 – 1768). Главным источником существования являлось хлебопашество и рыболовство, но для нужд обители были устроены кузница и ряд других хозяйственных построек.

Здесь федосеевцы прожили до 1719 года, когда по доносу их бывшего наставника Константина Федорова, присоединившегося к господствующей церкви, к ним была послана военная команда, разорившая новые обители. Поводом к разорению послужил ложный донос о скрывающихся беглых солдатах. Многие, испугавшись, побросали все что можно и разбежались кто куда мог — Евстрат Васильев бежал в Польшу, где продолжил свою проповедь. Другие бежали в Курляндию, Лифляндию, Валахию, Стародубье и иные места, благодаря чему федосеевское учение широко распространилось по всей России и далеко за ее пределами, да так что вплоть до конца XIX века последователи Феодосия Васильева оставались одним из самых многочисленных безпоповских согласий. Несмотря на то, что донос оказался ложным, в 1722 году Ряпинская обитель была уничтожена, а колокола, иконы и старинные книги были отвезены в Юрьевскую Успенскую церковь…

Участников и гостей конференции приветствовал глава волостного управления Ряпино Тийт Кала. После выступления главы волости детский хор Колецкой основной школы под управлением Марины Авдеевой ознакомил присутствующих с певческой культурой староверов.

После выступления хора к присутствующим обратился председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Григорьевич Варунин. В своем выступлении он отметил значение Ряпиной мызы для всего безпоповского староверия, рассказал об истории заселения Эстонии староверами и о современном положении местных старообрядческих общин.

Завершая свое выступление, Павел Григорьевич предположил установить памятный знак на предполагаемом месте захоронения Феодосия Васильевича к трехсотлетию его мученической кончины в 2011 году.

Как известно свой земной путь Феодосий Васильевич закончил в Великом Новгороде, а тело было перезахоронено его сподвижниками в Ряпинской обители на берегу реки Выбовки примерно через полгода после его смерти. Однако после того как в 1722 г. Ряпинская обитель была разорена петровскими солдатами, точное место нахождения могилы Феодосия установить уже невозможно. В данное время на этом месте предположительно расположилась живописная аллея, и памятный знак в честь Феодосия Васильевича и основанной им обители как нельзя лучше впишется в городской пейзаж.

На конференцию из Санкт-Петербурга приехал Кирил Яковлевич Кожурин, член Российского Совета ДПЦ. Свое выступление он посвятил личности выдающегося деятеля русского староверия, проповедника и богослова Феодосия Васильевича (Урусова) (1661 – 1711), которого по справедливости называли «староверческим патриархом». Именно Феодосий, подобно Моисею, изведшему израильский народ из египетского плена, возглавил исход русских староверов из охваченной еретической чумой страны. Благодаря этому исходу многие особенности древлеправославной культуры бережно сохранились до наших дней. Нынешние новгородские, псковские, латвийские, литовские, эстонские, белорусские и польские староверы — это, в основном, потомки сподвижников Феодосия Васильева.

На конференции выступили Вайке Кивистик, краевед и педагог Ряпинского музея, рассказавшая о ряпинских староверах, и Вирве Тунд, преподавательница Ряпинской гимназии, сделавшая сообщение об истории староверов на острове Пийриссаар и об обычаях эстонских староверов. Их сообщения были напечатаны в специально изданной к конференции брошюре под названием «По следам русских староверов Ряпино, Березья и Пийриссаара». В книжице также опубликованы редкие дореволюционные фотографии и план Ряпиной мызы, на котором обозначено примерное местонахождение Ряпинской обители, моленной и кладбища.

Завершала работу конференции Марью Торп-Кыйвупуу, крупнейший в Эстонии специалист по фольклору, прибывшая из Таллинна. Она перевела на эстонский язык книгу Надежды Морозовой, «Чудное Причудье», посвященную фольклору староверов Эстонии, а сейчас трудится над переводом другой книги Н.Морозовой «Книжность староверов Эстонии». В своем выступлении Марью ярко обрисовала вклад староверов в мировую культуру и подчеркнула уникальность и неповторимость традиционной культуры староверов Эстонии.

Конференция прошла в конференц-зале Ряпинского садоводческого училища. Участники и гости конференции могли ознакомиться с фотовыставкой «Русские староверы Эстонии» работы известного эстонского фотохудожника Арво Ихо.

На мероприятии присутствовали староверы, ряпинская интеллигенция, представители местной власти и жители Ряпино, интересующиеся историей своего города.

По окончании конференции группа участников и гостей посетила находящееся неподалеку от Ряпино староверческое село Березье на берегу Чудского озера, где до сих пор существует небольшая старообрядческая община и старинное кладбище.