Латвийские староверы сохраняют исторические связи с единоверцами в других странах мира


20. Сентябрь 2015


В прошлом месяце в столице Бурятии, городе Улан-Удэ состоялась уже вторая по счёту встреча старообрядцев мира под девизом «Путь Аввакума», сообщил агентству BNS директор Института староверия Латвии Пётр Алексеев, принимавший участие в этом форуме.

«Говоря о староверах, надо отметить, что на сегодняшний день мы живём по всему миру, в разных странах (это и европейские – помимо России, это страны Балтии, Польша, Белоруссия, Украина, Молдавия, Румыния; североамериканские – США и Канада; южноамериканские – Бразилия, Уругвай, Боливия), в общем, по всему миру», - пояснил он.

П.Алексеев указал, что сейчас староверы живут в рассеянии, обладают всеми признаками жизни в рассеянии. «Первое – это знание языка страны проживания, соблюдение, соответственно, законов страны проживания, уважение этих законов и местного населения и сохранение своих ценностей, в первую очередь веры и своего исторического наследия», - сказал он.

П.Алексеев рассказал, что староверы – это те люди, которые сохранили верность своей церкви – дораскольной. Раскол русской православной церкви официально оформился в 1666 году, и после этого, чтобы сохранить свою веру, свои ценности, бытовые условия староверы разбрелись по всему миру. Они делятся на два основных течения – это поповство и беспоповство, и каждое из них подразделяется на несколько течений (согласий). В Латвии проживают староверы-беспоповцы, которые принадлежат к поморскому согласию – современное название Древлеправославная Поморская церковь.

«В первую очередь это, конечно же, вера, т.к. именно она определяет мировоззрение староверов, а дальше уже идут культурное наследие, традиции, фольклор, история. Причём культурно-историческое наследие – оно общее для всех староверов, независимо от страны проживания, независимо от принадлежности к тому или иному согласию. Культурно-историческое, фольклорное наследие – оно общее для всех староверов. У нас также много других общих ценностей. Одна из таких ценностей – это то, что независимо от согласия и страны проживания ею является личность протопопа Аввакума» - сказал П.Алексеев.

Девиз встречи - «Путь Аввакума» несёт в себе две составляющих: первая - это духовная составляющая, призывающая староверов идти путём подвига протопопа Аввакума во имя веры; вторая составляющая – это реальный путь, пройденный им из Москвы в ссылку в Даурию, который пролегал по этим местам Забайкалья, где и проходила нынешняя встреча. «Это знаковые и дорогие каждому староверу места, которые желательно посетить и поклониться им, а данная встреча предоставляет такую возможность, что является её паломнической составляющей. Для нас большая честь побывать в местах, связанных с протопопом Аввакумом, отдать должное его подвигу», - подчеркнул представитель латвийских староверов.

«Встреча старообрядцев мира» объединяет в себе много разных мероприятий, которые можно подвести под определения «старообрядчество», «староверие». В первую очередь это научная конференция, с изданием сборника докладов и материалов – одна из наиболее представительных на старообрядческом поле, в работе которой участвуют учёные, исследователи и представители старообрядчества из разных стран, регионов России и где представлено достаточно большое количество докладов, научных статей, исследований по теме старообрядчества. «Мне тоже была оказана честь выступить с докладом на конференции», - добавил П.Алексеев.

В рамках встречи состоялся этнофорум «Всестарообрядческий съезд» с двумя дискуссионными площадками - «Старообрядчество в XXI веке: механизмы трансляции традиционной культуры» и «Экономическая и социальная ответственность бизнеса – роль образа жизни, традиций, веры».

На первой площадке рассматривались в основном вопросы образования, проблемы сохранения традиционной культуры в современных школах и образовательных учреждениях, работа с подрастающим поколением. «В качестве одного из возможных направлений работы с детьми мною была представлена книжица-раскраска «Лицевая азбука», проиллюстрированная Петром Варуниным, председателем Союза старообрядческих приходов Эстонии и изданная нами совместными усилиями», - рассказал П.Алексеев, являющийся также председателем Староверческого общества имени Ивана Никифоровича Заволоко.

Как уже сообщало BNS, во время этнофорума был подписан договор о сотрудничестве между Институтом староверия Латвии и Обществом семейских Бурятии, а также договор о сотрудничестве между семейскими Забайкалья и московским Культурно-просветительским центром имени протопопа Аввакума.

Вторая площадка этнофорума была посвящена экономическим вопросам, на ней обсуждались возможности развития малого и среднего бизнеса. «Там я рассказал об использовании возможностей, которые предоставляют различные фонды, об опыте написания проектов для получения финансирования тех или иных культурных мероприятий», - сказал П.Алексеев.

Он подчеркнул, что все мероприятия второй встречи старообрядцев мира проходили на высоком уровне. Она была поддержана руководством республики, во многих мероприятиях участвовал председатель правительства Республики Бурятия Наговицын Вячеслав Владимирович, министры и депутаты Народного Хурала (парламента Бурятии).

Первая всемирная встреча старообрядцев «Путь Аввакума» прошла в России в 2007 году.