Откроется выставка «Лубочная живопись староверов в наши дни»


Марианна Вагале
Новая газета
08.12.2015.


12 декабря в 12.00 в Управлении общественной интеграции откроется персональная выставка Павла Варунина «Лубочная живопись староверов в наши дни». Осмотреть ее можно до 18 декабря

Эта выставка - совместный проект староверческого общества им. Ивана Никифоровича Заволоко и Балтийской международной академии (БМА), подготовленный студентами академии под руководством искусствоведа, члена Союза художников Латвии, доцента БМА Светланы Хаенко (1941 - 2013).

Выставка посвящена современному старообрядческому лубку. Автор представленных рисунков - художник из Тарту Павел Григорьевич Варунин. Он в 1986 году закончил в Москве Народный университет искусств. Это первая персональная выставка художника, хотя его работы неоднократно выставлялись на тематических выставках, посвященных культуре староверов Эстонии. Староверам и знатокам староверия его рисунки также известны по многочисленным изданиям, вышедшим в последние годы и посвященным культуре староверов Эстонии, настенным и перекидным церковным календарям.

Большая часть экспонируемых работ были созданы именно как иллюстрации к тому или иному изданию. Всего выставка включает в себя 110 работ, но в Управлении общественной интеграции представлены 60 рисунков, сделанных в период с 2006 по 2011 годы и объединенных в тематические блоки. Рисунки П.Варунина выполнены в разной манере. Здесь представлены как образцы, имитирующие технику оттиска с резной доски, так и рисунки, выполненные в иконописной манере и в стиле народной картинки.

Рисунки, выполненные, как книжные иллюстрации, имеют не только эстетическую, но и образовательную ценность - они позволяют освоить старославянский церковный язык и пробуждают интерес к современной культуре староверов. Все рисунки П.Г.Варунина оригинальны, они не повторяют известные старообрядческие образцы XVIII - XIX веков, что встречается, например, в работах некоторых российской художницы А.Румянцевой.

Надо пояснить, что русский рисованный лубок - это художественное явление, связанное в первую очередь со старообрядчеством. Староверы не признавали новой книжной продукции, выходившей из-под пресса никонианского печатного станка. Старый дониконовский лубок также не всегда отвечал религиозно-эстетическим запросам сторонников древнего благочестия, поэтому свои лубочные картинки они рисовали вручную. Настенные листы исполнялись жидкой темперой, нанесенной по легкому карандашному рисунку, следы которого заметны только там, где он впоследствии не был стерт. Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки.

В традиционном старообрядческом лубке преобладали религиозные и духовно-нравоучительные сюжеты. Установка на «пригожество» и благолепие исключала появление ярмарочно-балаганных персонажей типа Парамошки и Савоськи, характерных для русского печатного лубка. Часто картинки были построены по принципу противопоставления «старороссийской церкви предания» и «Никоновых нововведений». Художники делили лист на две части и показывали отличия в изображении голгофского креста, патриаршего жезла, способа перстосложения, печатей на просфорах.

На изображениях видно, что старообрядцы одеты в старинное русское платье, а никониане - в короткие новомодные фраки и узкие панталоны. Картинки с назидательными рассказами и притчами из различных литературных сборников занимают большое место в искусстве рисованного лубка. В них трактуются темы нравственного поведения, добродетельных и порочных людских поступков, смысла человеческой жизни, обличаются грехи, рассказывается о муках грешников, жестоко караемых после смерти.

Обязательным элементом оформления надписей в лубке П.Г.Варунина является вязь. Русская косоворотка, сапоги, борода у мужчин и платок, сарафан у женщин однозначно отсылают зрителя к старообрядческой традиции. Частое использование сочетания белого, красного и синего (голубого) цветов, видимо, указывает на исконную русскость этой традиции.