Прошлое и настоящее Галюнайской старообрядческой общины


В рубрике «Старообрядческая жизнь» еженедельника «Церковь» №28 за 1908 год есть сообщение: «На основании правил 17 октября 1906 года, состоялось открытие старообрядческой общины в деревне Гайлюны Виленского уезда».

«Так старообрядцы Гайлюнскаго Св.-Успенского храма Гедройцкой волости, получив разрешение Виленского губернскаго правления, созвали на 9 декабря 1907 г. общее собрание членов общины, подписавших заявление об образовании ея, и лиц, желающих вступить членами в общину.»

Далее еженедельник «Церковь» пишет, что общее собрание открылось в доме местного наставника Д.Я.Ранцева, который был единогласно избран председателем собрания. Было решено создать совет общины из 7 человек. «Предложеныя лица, в совет общины баллотировались каждый отдельно.» Были избраны крестьяне из деревни Гайлюны: Влас Карпов, Мелетий Андреев, Афанасий Толкачев; крестьяне деревни Болчанцы: Панфил Иванов; с деревни Намолишки – Климентий Коноплин, Иван Ветренко и наставник В.Я.Ранцев.

Духовный наставник Д.Я.Ранцев и дальше продолжал службу в этом храме. Совет общины избрал председателем Власа Карпова, товарищем председателя был избран Иван Ветренко и кассиром – Мелентий Андреев.

Первое решение совета общины гласило: взимать годичный сбор с членов общины. С лиц, владеющих землею более 5-ти десятин – по 2 рубля, с остальных – 1 рубль, а с неимущих по 50 копеек. Срок избрания председателя общины – годичный, а членов – 3-х годичный. Совет общины ежегодно должен обновляться на 1/3 часть.

Так записано в еженедельнике «Церковь» №28 за 1908 год.

Имеющиеся данные в архиве ВСЦ Литвы: год основания Гайлюнского Свято-Успенского храма – 1903 г.. Об образовании общины данных нет. Предположительно, что община была создана раньше, возможно в 1901–1902 гг.

В настоящее время Гайлюнская община относится к территории Утенского района Литвы. С разрешения духовного наставника Вильнюсского прихода о.Иоанна Харитоновича Ефишова, править службу в Утенском приходе поручено молодому преуспевающему клирошанину – Лесникову Антонию Васильевичу. Необходимо отметить его старания и заботу о прихожанах Утенского прихода.

Прихожане тоже отвечают ему благодарностью. Антоний, изучив знаменное пение, Богослужебный устав, продолжает свое духовное образование и передает свой опыт учащимся Воскресной школы, занимаясь с ними дома индивидуально, по своей собственной инициативе. Это яркий пример для подражания.