Конференция


Фоторепортаж

25-28 октября 2012 года в с. Мирное Килийского района Одесской области прошла 9-я международная научно-практическая конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев».

Липоване – это одно из названий старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, значительная часть которых проживает в Одесской области Украины. Этот край известен так же как Бессарабия и располагается в устье Дуная.

По сложившейся за минувшие девять лет традиции, конференции каждый год проходят в разных селах Южного Придунавья, или как говорят местные жители – Буджака.

Идейным вдохновителем, бессменным руководителем и организатором липованской конференции является Александр Анатольевич Пригарин, доцент Одесского национального университета им. И.И. Мечникова.

На конференции обсуждались вопросы по нескольким тематическим направлениям, относящимся ко всему старообрядческому миру:
– формирование старообрядческого населения в разных регионах Евразии: этапы, география и пути расселения;
– история развития староверческих общностей на протяжении середины XVII – начала XXI вв.;
– выразительность культурно-бытовых традиций старообрядцев;
– лингвистические характеристики старообрядческих говоров;
– старообрядцы и глобализация: судьбы ревнителей «древлего благочестия» в современных условиях.

В работе конференции приняли участи представители Украины, России, Румынии, Молдавии и Латвии, что подтвердило широкий международный статус конференции.

Утром 25 октября 2012 года участники конференции от Одесского Университета отправились в четырех часовой путь к месту проведения мероприятия, которое и открылось в Доме Культуры села Мирное. Здесь необходимо отметить, что село Мирное свое современное название получило в 1957 году, во времена Хрущева, когда он начал борьбу со старыми именами, а до этого более ста лет село называлась Карячка.

Открыл конференцию Александр Анатольевич Пригарин, главный организатор и идейный вдохновитель мероприятия. С приветственными речами выступили организаторы конференции и почетные гости: старообрядческий архиепископ (Белокриницкой иерархии) Киевский и Всея Украины Савватий, П.А.Домагиев, председатель Мирновского сельсовета, В.П.Тихонов, председатель СПК (Сельскохозяйственного производственного кооператива) «Дружба», Л.Б.Масленикова, директор Мирновской общеобразовательной школы, Е.В.Петрова, зам. начальника Управления по делам культуры, туризма, национальностей и религий облгосадминистрации, Ю.Ю.Диденко, консул Российской Федерации в Одессе, зам. руководителя Представительства Россотрудничества в Украине.

По окончании приветственных речей состоялась презентация двух новых изданий. Девятый сборник материалов предыдущей конференции «Липоване: история и культура русских старообрядцев» представил А.А.Пригарин, редактор-составитель сборника, а A.A.Болученкова, и Д.М.Латышев рассказали о книге «Вера и жизнь. Очерки старообрядчества Молдовы».

Далее по повестке дня шло пленарное заседание. A.B.Муравьев (Москва, Россия) выступил с докладом «Старообрядческое мировоззрение: между православной и этнической самоидентификацией. Проблема научного описания липован в контексте иных старообрядческих субкультур», A.A.Пригарин (Одесса, Украина) рассказал о Липованской культуре Мирного: итогах и перспективах изучения, а Ф.Н.Масленникова (Мирное, Украина) поведала собравшимся об истории Карячки (Мирного, Украина).

Завершал первый день работы конференции большой концерт липованской песни, когда были исполнены духовные стихи как хорошо известные, так и новые местных авторов.

Оксана Кралева, супруга настоятеля местного храма святой Паросковии Николы Кралева, со своими детьми Никитой и Анастасией проникновенно исполнили духовные стихи.

Во время концерта ансамбль «Мирновчанка» познакомил собравшихся со свадебными обрядами липован.

На следующий день конференция продолжилась в школе села Мирное. Перед началом второго дня участников конференции у входа в школу встречали с хлебом и солью. После приветственных речей А.А.Пригарина, главного организатора конференции и Л.Б.Масленниковой, директора школы Началось очередное заседание.

Первая часть второго дня конференции была полностью отдана преподавателям и ученикам местной школы. Учительница истории Л.Ф.Нагорная рассказала о поисково-исследовательской работе в Мирновской школе, а учащиеся школы на деле показали результаты этой работы: ученица 10-го класса Д.Е.Гурова рассказала о иконе Преподобной Параскевы, святой во имя которой освящен местный старообрядческий храм, ученица 8-го класса А.С.Наумова выступила с докладом об истории села Мирное, ученица 10-го класса А.Л.Ефимова ознакомила с топонимами Мирного, ученица 10-го класса И.Ф.Наумова поведала о 120-ти летнем юбилее школы, а ученица 11-го класса Татьяна Новикова проанализировала динамику употребления личных имен у жителей села Карячка-Мирное.

Выступления учителей и учащихся школы сопровождались показом различных номеров художественной самодеятельности. Звучали русские народные песни: «Молодка» в исполнении ансамбля учителей школы «Чарвиниця», а «Барыня» в исполнении Людмила Чугункова, ученицы 5-го класса. Песню «Свеча» спела Анастасия Кралева, ученица 8-го класса. Так же были показаны некоторые русские народные игры.

После кофейной паузы продолжились заседания конференции. Об образе Илии Пророка в народной иконе поведал М.А.Чернов (Москва, Россия).

Не обошла стороной конференцию и тема латвийских староверов. М.М.Красилин (Москва, Россия) рассказал о старообрядческих иконах в Латвии, а П.П.Алексеев (Рига, Латвия) подготовил информационное сообщение о староверии Латвии в период Второй Республики.

Молдавское село Кунича нашло свое отражение в докладах А.А.Магола (Кишинев, Молдова) – «Исповедники старой веры во время советского режима. Дьякон Нестор Венедиктов из Куничи» и Н.В.Аббакумова-Забунова (Кишинев, Молдова) – «Кунича в истории старообрядцев».

С различными интересными докладами выступили: Л.К.Гаврюшина (Москва, Россия) – «Село Климауцы: прошлое в рассказах и песнях старожилов»; Н.С.Душакова (Кишинев, Молдова) – «Народные представления о жилом пространстве в старообрядческой среде»; С.В.Мацнев (Москва, Россия) – «Староверы и миссионеры. Дело о кузюгских раскольниках 1843-1853 гг.»; В.И.Осипов (Боровск, Россия) – «К биографии епископа Измаильского Анастасия (1839-1906)»; И.Г.Верховцева (Измаил, Украина) – «V Этноконфессиональные аспекты социокультурной истории Украинского Придунавья»; Габриэль Мардарэ (Бакэу, Румыния) – «Вненаходимость липован - введение в антропологический анализ видимости»; С.П.Придорожный (Кунича, Молдова), Д.И.Латышев (Кишинев, Молдова) – «Облик современного старообрядца»; Дорин Лозовану (Яссы, Румыния) – «Русские старообрядцы: между этнической идентификацией и переписями населения».

Павел Еремеев (Харьков, Украина) в своем докладе показал, как в угоду государственным и церковным начальникам статистика манипулировала данными о количестве старообрядцев.

Завершал конференцию любопытный доклад И.Л.Младиновой (Одесса, Украина) о праздновании 8-марта и календарных практиках липован в советский период.

После последнего доклада последовало традиционное для конференций подведение итогов с надеждой на новые встречи. Но с окончанием конференции программа мероприятия не была исчерпана, впереди были еще два дня с насыщенной и разнообразной культурной программой.

Помимо выступающих в работе конференции участвовали Ирина Корошевич (Киев, Украина), Оксана Вотякова (Киев, Украина), Людмила Свинцова (Киев, Украина), Александра Бойцова (Москва, Россия), Вячеслав Баранов (Киев, Украина).

Помощь в организационных вопросах оказывали Ауэрика Рошу и Ирина Младинова студентки Одесского национального университета им. И.И.Мечникова.

Проведение конференции поддержали: Управление по делам культуры и туризма, национальностей и религий Одесской областной государственной администрации; кафедра археологии и этнологии Украины Одесского национального университета им. И.И.Мечникова; Национально-культурная организация староверов-липован «Киевская Русь»; Россотрудничество в Украине; Община Русской Православной Старообрядческой Церкви Преподобной матери Парасковии.

Участие П.П.Алексеева (Рига, Латвия) в конференции «Липоване: история и культура русских старообрядцев» поддержал Латвийский Государственный Фонд Культурного Капитала.