Липоване: история и культура русских старообрядцев

2013 год. Путевые заметки

Традиционная, ежегодная уже 10-я международная научная конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев» прошла 19-22 октября 2013 года. Все предыдущие годы конференция проходила на Украине, а в этом году впервые перешагнула украинские границы и прошла в Молдавии.

Основная программа конференции была реализована в старообрядческих селах Молдавии – Покровке и Старой Добрудже путь в которые лежал через столицу Республики – Кишинев.

Улаживание необходимых формальностей в аэропорту Кишинева много времени не заняло и получив отметки о пересечении границы по зеленому коридору я вышел к маршрутному такси, которое доставило меня до гостиницы, где предстояло провести время до организованного отъезда на конференцию.

Гостиница «Космос» располагалась в самом центре города. Перед гостиницей стоит памятник известнейшему деятелю времен Гражданской войны – Г.И.Котовскому.

Разместившись в гостинице, пока еще не стемнело можно было прогуляться по городу. Кишинев расположен, в общем как и вся Молдавия на холмах, что добавляет городу особого колорита, делая его с одной стороны неповторимым, а с другой узнаваемым.

За ограниченное время до отъезда успел пройтись по рынку, а с утра посетить местный зоопарк.

Немного не привычно было видеть в самом центре города блошиный рынок с разложенными прямо на тротуаре товарами.

По завершении сборов и первых мероприятий липованской конференции в Академии наук Молдовы, мы на автобусе, организованно отправились в путь. Преодолеть предстояло более двухсот километров, почти через всю республику.

Всю дорогу взгляд ласкали различные пейзажи, но наиболее запоминающимися были безкрайние виноградные плантации начинающиеся сразу за Кишиневом. Дорога по холмам Молдавии пролетела незаметно.

Прибыв в село Покровку нас ждал теплый прием с хлебом-солью и традиционными песнями местных староверов. Гостеприимство хозяев «Покровской усадьбы» чувствуется сразу у входа где установлен громадных размеров символ гостеприимства – самовар.

Село Покровка достаточно зажиточное. Один из основных местных промыслов – это выращивание малины, которую раскупают прямо на месте. Ухоженные дома и приусадебное участки оставляют впечатление о достатке местных жителей, но достаток обеспечивается тяжелым крестьянским трудом, причем трудом не только нынешних староверов, но и предшествовавших поколений. На долю предков выпала тяжелейшая и трагическая доля, ибо эта доля пришлась на неспокойные времена и гражданской войны и последующего беспредела.

Одной из отличительных черт липованских конференций является то, что участников и гостей мероприятия размещают в старообрядческих семьях, давая таким образом возможность живого общения, когда можно поближе познакомиться с бытом липован, их обычаями, услышать множество различных рассказов из жизни семьи и рода, истории местных сел и т.д.

Староверы известны своим трудолюбием, которое передается из поколения в поколение. Но крестьянский труд был тяжел во все времена. И еще в недалеком прошлом люди, весь сезон выращивания урожая, жили во времянках прямо на поле – и работа на месте, и урожай под присмотром. Только порой все заканчивалось трагедией. Хозяйка дома, где я был определен на постой, рассказала историю своей семьи, которую нельзя слушать без содрогания, историю которую ей рассказала чудом выжившая мать, бывшая в то время ребенком: вся семья в сезон работала в поле и там же жила. И в какой-то из дней ранним утром, в их времянку ворвались неизвестные и всех порубили топорами, а выжила только одна маленькая девочка, которую закинули за кровать и о которой по всей видимости забыли, но которой суждено было поведать о пережитых зверствах.

Время на таких мероприятиях проносится очень быстро, вроде только приехали, а уже надо прощаться и ехать дальше. И остаются не услышанными множество разных поучительных историй и повествований.

Следующей остановкой конференции стало село Старая Добруджа. Село знаменательно тем, что на местном кладбище покоится Никодим, архиепископ Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви.

В Старой Добрудже, после закрытия конференции, я попрощался с участниками форума и самостоятельно отправился в Единцы, город где находится единственная в Молдавии Поморская старообрядческая община.

Бывая на конференциях, в гостях у липован, необходимо обязательно отметить, что они очень хорошо сохранили общинный стиль жизни утраченный в других согласиях и местах. Очень сильной стороной жизни старообрядцев-липован является обычай братских трапез по праздникам после богослужения. Праздничные обеды проходят во вместительных трапезных, которые есть каждом храме, а на трапезу приглашаются все молившиеся за соборной службой.

Спаси Господи организаторов конференции за приглашение и предоставленную возможность посетить прекрасное мероприятие.

Петр Алексеев
Рига – Кишинев – с.Покровка – с.Старая Добруджа – Единцы – Кишинев - Рига