Беседа первая

Подготовил о.Феодор Бехчанов

Первым и необходимым условием для познания истинного Бога является вера, как нужнейшая и непреложная христианская добродетель, без которой невозможно получить спасение и наследовать жизнь вечную. Сам Господь наш Исус Христос говорит: «Иже веру имеет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веру, осужден будет» (Марк, 7 зач.) Как же различить, где истинная вера, а где ложная. В современном обществе так много разных религиозных течений, что незнающему человеку очень сложно разобраться, где искать истину, как спастись, где обрести надежду на будущую вечную жизнь? Святой апостол Павел говорит: «Един Бог, едина вера и едино крещение». Только в единой истинной вере можно обрести спасение. Но что делается сейчас в этом мире, вокруг нас? Даже древлеправославные христиане, хранители истинной веры, уклоняются от исполнения дел этой веры, а «вера без дел мертва есть» (Собр. послан. Иакова, 53 зач.) Многие стремятся идти по широкой и гладкой дороге, ведущей в темное место ада. Почему происходит так? Потому что все идут этой свободной дорогой, не задумываясь над тем, для чего человек живет на земле? Но обратимся к главной христианской книге св. Евангелию истолкованной блаженным Феофилактом Архиепископом Болгарским. «Выйдите узкими дверями, понеже широка дверь и пространный путь, ведущий к погибели и мнози суть ходящее по нем.» К сожалению, мало кто стремится идти по этому узкому тернистому пути, а этот путь лежит через скорбь, болезни, лишения, напасти и гонения. А теперь попробуем определить, какая же вера истинная? Та, что гонит изменяя древние догматы, таинства и образы, или та, которая сохраняя все это, терпит гонения. Исус Христос сказал в своей Нагорной проповеди «блажены изгнаны правды ради яко выше есть Царствие Небесное». Кто же нарушил данную заповедь? Нетрудно вспомнить, что им является шестой Российский патриарх Никон и его последователи. Как же можно обрести спасение в той вере, которая нарушила одну из заповедей, сказанных Спасителем в Нагорной проповеди. Последователи Никона нарушали данную заповедь в течение двух с половиной веков, они гнали тех, кто не отступил от древних священных преданий Церкви Христовой на Руси. Мы – последователи и хранители Древлеправославия, помним первых мучеников и исповедников за святую Веру. Это протопоп Аввакум, который одним из первых обличил ересь Никона, за что был неоднократно заточаем и ссылаем в отдаленные места, но устоял и не отступил от истины, потому что помнил о том, что узкий и тернистый путь ведет в Царство Небесное и не многие находят его. Павел Коломенский, единственный святитель, который проявил мужество и дерзновение, ревнуя о древних священных преданиях и на Соборе не согласился с реформами Никона, за что был тоже сослан и впоследствии предан сожжению. Святители, священники и иноки во главе с Павлом Коломенским созвали Собор в Куржецкой обители в 1656 г., где вынесли соборное определение – на Никоново нововводство, которое осудили и предали анафеме. «И по глубоком размышлении во всех родах истин, на вечность Христовой Церкви узаконили, дабы все Церковные тайны, производимые по книгам Никона, за священные и богоугодные отнюдь не признавать. Приходящих от сонма Никонова в староверчество таки снова крестить и хиротонисать правоверным. Все Никоновы злочестивые догматства предали единогласно анафеме, и всем клятвам, изображенным как на Поместных Соборах, так и на Вселенских.» (Уложение Собора в Курженской обители).

После сего святого Собора гонения на последователей Древлеправославия продолжались, было много исповедников и мучеников за святую веру, по всей России пылали костры, поднимались дыбы, лилась христианская кровь. Кто же были эти гонители? Считая себя православными, никониане забыли самую главную христианскую заповедь о любви. «Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Ибо не любя брата своего его же виде, Бога его же не виде, како может любити» (1 Собр. послан. Иоанна, 74 зач.) Воздвигая гонения на последователей Старой Веры, Никон продолжал реформировать Церковь Христову, изменяя священное церковное предание. Современный человек может подумать, а стоило ли идти на мученическую смерть из-за каких-то, может быть, незначительных изменений в Церковных канонах, таинствах и обрядах, может быть стоило со всем этим согласиться. Но перед тем как произойти расколу на Руси была издана книга «О Вере», которая была выпущена большим тиражом, и многие благочестивые люди читали ее и предчувствовали, что в Русской Церкви наступает время запустения во исполнение пророчеств, как пишет святой Иоанн Богослов «Дети, последняя година есть, и как слышите, антихрист грядет и теперь есть...» (Апокалипсис. Гл. 13). А книга «О Вере» подтверждая слова вышесказанного пророчества излагает: «... но сам близок есть по числу 666, число это человеческое есть антихристово, кто знает, когда в этих годах 1666-х явственных предтечей его, или его самого не укажет, а тот антихрист человек будет» (лист 270).