Иван Никифорович Заволоко

1897-1984



Иван Никифорович Заволоко родился в г. Режице (ныне г. Резекне). Детство провел в г. Двинске (ныне г. Даугавпилс, Латвия) у родной бабушки, которая обучила его церковно-славянскому чтению. В возрасте восьми лет мать привозит мальчика в Ригу для получения среднего образования. Окончив гимназию в 1918 году Иван Заволоко поступает в Московскую Петровско-Разумовскую академию (ныне сельхозакадемия им. Тимирязева). Охватившая Россию революция и гражданская война заставляют его прекратить обучение и в 1919 году покинуть Москву. Вернувшись в Ригу начинает публиковать печатные труды в альманахе ''Отклик'', газетах ''Утро'', ''Маяк'', ''Рижский курьер''.

Влекомый к науке Иван Никифорович уезжает в Прагу – один из основных центров науки и образования русского зарубежья того времени и в 1923 году поступает в Карлов университет на естественно-исторический факультет, а в 1925 году переводится на юридический. В этом же году в Праге открывается ''Семинар им. Н.П.Кондакова'' - известного русского ученого историка, византиста.

На семинар ходили всем факультетом, углубляя свои знания в старинной русской иконописи, истории славян. Призыв прозвучавший на ''Кондаковском семинаре'': ''Молодые ученые! Грамотные люди! Идите в русские поселения, в средоточение беженцев! Не давайте ассимилироваться молодежи! Не позволяйте соотечественникам забывать свою историю, свою речь, свои песни, свой, быт!'' определил дальнейшую жизнь Ивана Никифоровича. По окончании университета в 1927 году со степенью кандидата права И.Н.Заволоко возвращается в Ригу и приступает к активной просветительной деятельности среди староверов.

На заседании группы староверческой молодежи 2-го июня 1927 года было положено начало ''Кружку ревнителей русской старины'' при Рижском обществе ''Гребенщиковское училище''. Инициатором создания Кружка выступил Иван Никифорович Заволоко. Основной целью Кружка стало пробуждение религиозно-нравственного и национального самосознания староверческой молодежи. Для осуществления поставленных задач проводятся духовные вечера, собеседования, на которых читаются доклады, исполняются богослужебные песнопения, духовные стихи. На закрытых собеседованиях обсуждаются религиозные темы: ''История христианства на Руси'', ''О религиозном воспитании молодежи'', ''О посте'', ''У истоков староверства'', ''Сущность староверства'', ''Прошлое староверства'', ''Житие Аввакума'', ''Староверство – хранитель русской самобытности''. На открытых духовных вечерах читают доклады на светские темы: ''Искусство дохристианской Руси'', ''Быт и нравы до петровской Руси'', ''Русское народное искусство'' и др. Приглашенные гости Зеньковский В.В., Синайский В.И., Тутышкин И.П. выступили на темы: ''Церковь и государство'', ''Наука и религия'', ''Исследование русского эпоса'', ''Национальные мотивы в русской былине''. При содействии Минцлова С.Р. и Новоселова Ю.Д. был проведен вечер ''Русской сказки и былины''.

Кружок ревнителей боролся с засорением русской речи иностранными и извращенными словами. Профессора Завадский С.В. и Зацкой М.П. выступали с докладами на тему ''Храните чистоту русского языка''. Кружок вел переписку с ''Союзом любителей русского языка'' в Белграде.

Своей работой Кружок быстро завоевал авторитет и известность не только среди староверов, но широких кругов общественности.

Через полгода после своего создания, под редакцией Ивана Никифоровича, Кружок начинает издание собственного журнала ''Родная старина''. Журнал выходил в период с 6 ноября 1927 года по 9 июля 1933 года. За это время было выпущено 13 номеров ценного по содержанию и хорошо иллюстрированного журнала. На его страницах освещалась история и жизнь староверия, вопросы иконописи и церковного пения, древле-русского прикладного искусства и зодчества, многое другое. За короткое время журнал приобрел большую популярность. Издательская деятельность Кружка не ограничивалась изданием журнала ''Родная старина''. В свет были выпущены составленные Иваном Никифоровичем очерк ''О старообрядцах Риги'', ''Святые отцы о праздновании Пасхи'', два сборника духовных стихов в 1933 и 1937 годах. Высокую оценку получили подготовленные И.Н.Заволоко и изданные Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной ''История Церкви Христовой'', ''Учебник по закону Божию''.

Основную деятельность Кружок ревнителей русской старины проводит в Риге, не забывая об окрестностях. Ежегодно летом Иван Никифорович с кружковцами выезжал в староверские деревни Латгалии. Ревнители старины ехали на поезде до Екабпилса и далее своим ходом от одной староверской деревни к другой. Передвигались на подводах которые давали местные жители. А где и просто пешком. В каждой деревне, где бывал Кружок, исполнялись духовные стихи.

У староверов Латгалии кружковцы находили много ценного и нужного для своей работы. Иван Никифорович записывал тексты и мотивы старинных песнопений, духовных стихов, которые затем разучивались и исполнялись хором Кружка, тем самым не давая исчезнуть прекрасному наследию.

Ревнители старины собирали предметы древности и быта, служившие нашим предкам: старинные иконы, деревянные кресты, вышивки, резьбу по дереву. Собранные предметы тщательно исследовались и экспонировались на проводимых Кружком выставках. Выставки носили просветительный характер, на них постоянно находились кружковцы, рассказывая посетителям о выставленных экспонатах.

Не только на выставках можно было увидеть собранное: залы в которых выступал хор Ревнителей были оформлены древними вышивками, прошедшими сквозь века культурными ценностями был оформлен Красный уголок в Гребенщиковской общине – постоянное место пребывания Кружка.

Активность Ивана Никифоровича была вознаграждена: лучшие залы Риги того времени: Дом Черноголовых, Русский клуб, Университет, Государственная и Ломоносовская гимназии были открыты для выступлений ревнителей старины. В 1934 и 1938 годах Кружок выступал на Русских певческих праздниках в Эстонии, тогда же обследовав русские поселения на Чудском озере.

В Эстонии на острове Пирисаар в Чудском озере на кружковцев произвели особое впечатление высокие гряды с луком на огородах и то что к столу в начале подавали чай, ибо это отличается от общепринятого, ведь чаем обычно заканчивают трапезу, в некоторых местах не разрешали фотографировать.

Участие в певческих праздниках в Эстонии принесло Кружку международную известность. Но запланированные выступления в Швеции в 1938 г., Турции 1940 г., США в 1942 г. остановила II-я мировая война.

Приглашающая в США мадам Свен, звала кружковцев на следующих условиях: проезд, проживание и питание за ее счет, а в случае возможного получения прибыли делить доход пополам.

Помимо кружковской работы И.Н.Заволоко преподавал в период с 7 октября 1930 года по 31 июля 1940 года в Рижской городской гимназии и в 5-ой городской основной школе. Право преподавать в русских учебных заведениях было получено после окончания государственных русских двух годичных педагогических курсов.

Из воспоминаний Евграфа Лукича Федорова: «Я обучался в Правительственной гимназии, где Иван Никифорович преподавал закон Божий. К ученикам он имел свой особый подход. Заучивать наизусть не заставлял, а создавал такую атмосферу, что желание учить приходило само. На уроках, которые проходили в виде бесед И.Н.Заволоко учил, что на земле ничего не могло создаться само собой: «Ничего само не создается, если нет творящего начала». Во время выступлений не пользовался конспектом. В кружке ревнителей в основу клал религиозное воспитание, а так же прививал национальную гордость. Слова не расходились с делами, своим собственным поведением подавал пример, особенно молодежи».

В 1931 году Иван Никифорович участвует в выборах 4-го Сейма Латвийской Республики как кандидат в депутаты от Русского списка. Среди кандидатов этого списка и другие известные и уважаемые деятели староверия: Иван Юпатов, депутат 2-го Сейма ЛР, начальник русского отдела Министерства образования, Василий Кудрячев, председатель Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, Федор Павлов, председатель общества старообрядцев Латвии, Василий Фомин, член Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Голосов избирателей поданных за Русский список не хватило Ивану Заволоко, что бы стать депутатом Латвийского Сейма.

Наряду с кружковской, общественно-политической и преподавательской деятельностью И.Н.Заволоко увлекала археография. В конце 20-х годов он обследовал районы описанные в Дегуцкой хронике и обнаружил много старинных рукописей. Работая в книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в 1933 году им был обнаружен второй список ''Слова о погибели земли русской'' – памятник русской литературы ХIII века.

В 1938 году вместе с активистами Кружка Иван Никифорович посетил старообрядческий женский монастырь в Войново (бывшая Восточная Пруссия, ныне Польша). Во время поездки были исследованы Мазурские озера по берегам и на островах, которых проживали староверы. Здесь были записаны мелодии старинных напевов, изучен быт монастыря, его книжное наследие. Из Восточной Пруссии кружковцы выехали в Закарпатье, где собрание рукописей пополнилось ценными экземплярами 16 и 17 веков.

В это время в Европе начала переходить к активным военным действиям Германия, ее войска заняли Чехословакию, и для ревнителей старины закрылся прямой путь на Ригу. Чтобы вернуться домой пришлось проехать пол Европы: из Закарпатья в Берлин, из Берлина в Гамбург, а из Гамбурга на пароме до Риги.

В 1932-1936 годах Иван Никифорович читает лекции по истории староверия на религиозно-просветительных курсах в Вильнюсе и Двинске. Кружком были предприняты выезды и в Литву, где они выступали в Ковно (ныне Каунас) и в Вильнюсе.

В 1936 году Рижская Гребенщиковская старообрядческая община начинает издавать старообрядческий церковный календарь редактором, которого становится Иван Заволоко. В то же время он пишет много статей, очерков в русские газеты: ''Слово'', ''Русский день'', ''Наша газета'', ''Русский вестник'', ''Сегодня вечером'', ''Мой двор'' и других.

Перед приходом советской власти в 1940 году Иван Никифорович принимает предложение староверов г. Резекне стать духовным наставником Кладбищенской общины. Благословение на отечество состоялось летом 1940 года. Но недолго длилось пастырское служение отца Иоанна: уже осенью того же года на него написан донос за которым последовал арест. Новая власть посчитала И.Н.Заволоко социально опасным для общества. В вину было поставлено сотрудничество с газетами бело-эмигрантского толка и создание Кружка ревнителей русской старины, ибо привлекая молодежь к изучению своих истоков и корней, пробуждая в ней религиозно-нравственное и национальное самосознание он тем самым отвлекал молодых людей от классовой борьбы, чем препятствовал созданию в Латвии революционной обстановки.

Приговор был суров – 25 лет заключения. К месту отбывания наказания доставили зимой и последний участок пути – около 600 км. надо было пройти этапом по тундре в пургу и снег. Когда поднималась вьюга заключенные садились в снег и ждали ее окончания. Затем вставали и шли дальше. Для многих тундра стала могилой. Не каждый смог преодолеть это испытание. Но Иван Никифорович преодолел, как преодолел и другие испытания выпавшие на его долю ибо всегда уповал на помощь Творца. Восемь лет были проведены в Воркутинских лагерях, после чего последовала ссылка на вечное поселение в село Северное Новосибирской области.

Из воспоминаний Раисы Никитичны Коновальчик, племянницы И.Н.Заволоко: «Дядю Ваню арестовали в 1940 году, а в 1941 году 14 июня вывезли и нашу семью. После этого мы долго друг о друге ничего не знали. И лишь после окончания войны в 1945 году мы начали получать первые письма. Тогда же получили известия и об Иване Никифоровиче. Когда он обосновался в селе Северном, то начал хлопотать, что бы мне разрешили переехать к нему, ведь мы жили намного севернее в Томской области. В 1955 году разрешение было получено, и я переселилась к дяде Ване. Жил он очень скромно в небольшом домике и работал лаборантом в местной больнице. В свободное от работы время увлекся пчеловодством, собирал и изучал лекарственные травы. Садил свой огород и сам за ним ухаживал, но собирать урожай помогали. У него постоянно были посетители, которые приносили книги, журналы. Навещали его и староверы. В 1956 году я получила разрешение вернуться домой, которым и воспользовалась».

В селе Северном неоднократно посещала Ивана Никифоровича Агриппина Захаровна Алексеева, в то время проживавшая не вдалеке от тех мест.

За успехи, достигнутые в области медицины и добросовестный труд во время работы лаборантом в местной больнице, И.Н.Заволоко награждают почетной грамотой и направляют в Новосибирск на курсы повышения квалификации. В Новосибирске проживал у своих единоверцев в семье Оленчук Александры Захаровны, где его посетил наставник одной из близлежащих старообрядческих общин Лузянин Павел Меркурьевич, с которым установилась длительная переписка.

Не забывали Ивана Никифоровича на родине. Активную переписку вел Петр Иванович Алексеев, все письма которого в последующем И.Н.Заволоко передал в Пушкинский дом.

Наступившая в стране ''оттепель'' не прошла мимо Северного. В 1958 году Иван Заволоко возвращается в Ригу, которую уже не думал увидеть. Но годы проведенные в неволе оставили свою жестокую отметку: домой пришлось вернуться инвалидом, без ноги.

Долгие 18 лет каторги не охладили желания изучать свою старину, свое наследие и он вновь берется за любимое дело. Уже в 1958 году принимает участие в Международном съезде славистов в Москве. В 1959 и 1962 годах в Ленинграде работает на IV и V всесоюзных совещаниях по Древнерусской культуре, в 1960 году среди отмечающих 600 летие Андрея Рублева. В 1961 году совместно с учеными специалистами обследует старообрядческие поселения в Причудском крае. Возобновляет сотрудничество в старообрядческом календаре, редактором которого был в довоенные годы.

И.Н.Заволоко предпринимает индивидуальные археографические экспедиции. Очень плодотворными были для него 1966-1968 годы. За это время совершено много поездок в Новосибирск, Москву, Серпухов, Ленинград, Причудье, Латгалию. Во время экспедиций найдено много рукописей, автографов поморских отцов, фотоснимков, заставниц и титульных листов. В 1966 году Иваном Никифоровичем Заволоко был открыт Пустозерский сборник в который вошли второй автограф протопопа Аввакума, другие его сочинения, а так же первый автограф жития инока Епифания. Изучая все связанное со староверием были тщательно исследованы материалы в государственных архивах Москвы, Ленинграда, Тарту, Риги. Ведет обширную переписку с научными кругами: Пушкинским домом в Ленинграде, с филиалом академии наук в Новосибирске (Покровский). Переписывается с иконописцем из Ленинграда Каликиным. Они постоянно встречались, Каликин оказывал Ивану Никифоровичу помощь при чтении рукописей.

Личная дружба связывала Ивана Никифоровича с сотрудником Пушкинского дома известным историком – археографом Владимиром Ивановичем Малышевым. Из воспоминаний В.И.Малышева: «С Пушкинским домом у Заволоко установилась давняя и тесная дружба. Он принимал участие в конференциях сектора, выступал с докладами на наших заседаниях. В 1961 году Заволоко участвовал в секторской археографической экспедиции в Причудье. Для сотрудников Древлехранилища Пушкинского дома Иван Никифорович тоже близкий человек. Он не раз выступал здесь как авторитетный консультант по певческим и поморским рукописям, которые он отлично знает, делился своими находками и богатым археографическим и палеографическим опытом, радовался нашим приобретениям и частенько работал над рукописями хранилища».

Являясь ревностным ценителем древних знаменных роспевов, Иван Никифорович стремился записать их как можно больше в исполнении староверческих хоров Риги, Даугавпилса, Таллина, Новосибирска, Причудья, Резекне, и других.

Вспоминает руководитель Староверческого любительского хора «Грезн» Мария Евлампиевна Селушинская: «Впервые об Иване Никифоровиче я услышала от своего деда Ивана Алексеевича Назарова, уставщика Рижского Гребенщиковского храма, известнейшего знатока знаменного пения. В довоенные годы дедушка очень тесно сотрудничал с Иваном Никифоровичем в Кружке ревнителей старины: он обучал кружковцев знаменному пению, читал доклады на религиозные темы. Однажды после возвращения из ссылки И.Н.Завлоко пришел к дедушке с магнитофоном, чтобы записать распевные песнопения. Вначале дедушка пел сам, потом я вместе с ним исполнила несколько распевов, а в заключение спела одна три надгробных величания, которые поют раз в году перед Пасхой на Боготелесном погребении».

Он постоянно был окружен молодежью, любил ее и старался привить ей христианские качества. Делился своими знаниями, старался передать их именно молодым людям.

На протяжении всей своей жизни он нес людям слово Божие. Свои слова подтверждал делами. Своим личным примером Иван Никифорович пробуждал национально-нравственное и религиозное самосознание.

Рассказывает Михаил Авксентьевич Обушев: «Иван Никифорович был предан старообрядчеству и прилагал все силы для воспитания молодежи в духе верности Старой Вере. Азам солевого пения кружковцев обучали известные знатоки солевого пения уставщик рижского Гребенщиковского храма Иван Алексеевич Назаров и головщик Игнатий Маркелович Крылов. Так же он стремился разносторонне просвещать кружковцев: артисты Русской драмы Барабанов, де Бур учили выразительному чтению».

Из воспоминаний Макария Ивановича Евлева: «Доклады Ивана Никифоровича в Кружке Ревнителей собирали полные залы. Он очень добродушно и добросердечно относился к людям, каждого приходившего внимательно выслушивал. Много знал и любил рассказывать в особенности на религиозные темы. Говорил очень завлекательно, за беседой время летело незаметно».

Оставил после себя большое наследие: публикации, научные труды. Лучшим свидетельством того что мы помним и чтим его память будет исполнение Христовых заповедей, преданность Старой Вере, изучение своих корней. Мы, нынешнее поколение староверов, должны всеми силами заботиться о наследии оставленном И.Н.Заволоко, прислушиваться к его напутствиям, наставлениям.

В наставлениях Ивана Никифоровича читаем: «Мы идем среди разных обстоятельств жизни, то благоприятных для спасения, то не благоприятных, отвлекающих от нравственного и духовного возрастания. Труден путь духовного восхождения. «Царство Божие силой нудится». Необходимо неусыпно бодрствовать, что бы при содействии благодати Божией терпением и молитвою и упованием на Господа преодолевать все препятствия.

Наше тело, словно тяжелая ноша, тяготит нас по пути земного странствования. Оно есть «персть земная» и к земле преклоняет нас. И такой «земной», «плотской» человек видит только земное, и к земному прилепляется. Подобно скоту пресмыкается к чувственным предметам. «Земля еси и паки в землю пойдеши». Смертная одежда, данная бессмертной душе как оболочка. Постепенно эта одежда – оболочка ветшает и своей ветхостью предуказывает конец нашего Земного странствования».


Слышится в этих напутствиях и боль за родное Древлеправославие, и искреннее переживание за его будущее, и призыв свято хранить свою Старую Веру, которая нам дана самим Христом. И хранил сам Веру, а не только обращался с призывами. Жизнь, прожитая Иваном Никифоровичем, является образцом духовного подвига в настоящее время.

Трагически оборвалась Жизнь Ивана Никифоровича. Выйдя зимой во двор подскользнулся и упал сломав при этом здоровую ногу. Не имея возможности подняться продолжительное время пролежал на морозе. Перенеся операцию оставался прикованным к постели и менее чем через два месяца отошел в вечный покой. Случилось сие 7 марта по новому стилю 1984 года. Похоронен Иван Никифорович Заволоко на старообрядческом кладбище г.Резекне рядом с отцом. Даруй Господи Царствие Небесное рабу Божьему Иоанну.

А.Ягодкин