ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРОСАЛИМ. Вербное воскресение.

Подвижный праздник



Приближался праздник Пасхи. Толпы народа стекались в Иеросалим. Шел туда и Спаситель вместе с учениками — шел, чтобы умереть. Поравнявшись с селением Вифсфагией, Он сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав, его приведите» (Мк. 11, 2). Ученики исполнили поручение Господа. Приведя осленка, они положили на него свои одежды. Спаситель продолжил на нем свой путь, предвозвещая призвание к вере непокорных, как «жребя», язычников. Свершилось пророчество: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иеросалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).

Весть о приближении Исуса Христа достигла Иеросалима. Жители святого града и пришедшие на праздник Пасхи вышли навстречу с пальмовыми ветвями в руках. Спасителя окружила бесчисленная толпа. Одни снимали снимали свои одежды и постилали их Ему под ноги, другие бросали на дорогу пальмовые ветви, и даже малые дети приветствовали Его. Около спуска с горы Елеонской народ пришел в такой восторг, что стал восклицать: «Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Назвав Исуса Сыном Давыдовым, иудеи признали Его Мессией, Спасителем. Фарисеи же из зависти не желали этого делать и потому сказали: «Учитель! Запрети ученикам Своим». Христос ответил: «Если они умолкнут, то камни возопиют». И ликование продолжалось.

Но вот процессия приблизилась к святому граду, и Спаситель... заплакал! Что огорчило Его? Неужели неугодна Ему была столь радостная и торжественная встреча, пламенная народная любовь? Иудеи признали Его Мессией и Царем, но Царем земным, а не Небесным. Они думали, что Христос сядет на престоле Давыдовом и освободит Израиль от римского ига, покорит все державы и станет властелином вселенной. Господу известны были эти предрассудки приветствовавшей Его толпы. Известно Ему было и то, что книжники и старейшины иудейские, всегда Его не любившие, видя такую встречу, решили как можно скорее убить Его, и то, что люди, сейчас взывающие: «Осанна Сыну Давыдову», спустя несколько дней закричат Пилату: «Распни Его». Вот почему Спаситель заплакал и, обращаясь к Иеросалиму, сказал: «О, если бы и ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это скрыто от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 42–44). Предсказание это сбылось: в 70 г. н. э. святой град разрушили римляне, а его жители рассеялись по всему свету.

Святая Церковь почитает праздник Входа во Иеросалим как один из великих. Он называется Неделей Ваий (цветущих ветвей), или Вербным Воскресеньем. На Руси во время торжественного богослужения в этот день молящиеся, подражая встречавшим Господа иудеям, держат в руках ветви вербы и зажженные свещи. Горящая свеща из чистого воска — это символ пламенеющей любви к Богу и душевной чистоты. Каждый ли из нас обладает ими? Сегодня мы приветствуем Господа как Царя Славы, а завтра не перейдем ли на сторону врагов его — духов нечистых, предавшись тщеславию, зависти, осуждению, унынию и другим душепагубным страстям? Нет ли среди нас фарисеев, которые соблюдают внешнее благочестие, но нерадят о внутреннем и своей ожесточенностью духовно распинают Христа?

Господь добровольно претерпел за нас величайшие страдания. Через несколько дней после входа в святой град Он был предан одним из ближайших учеников Своих в руки врагов, жестоко ими избит, унижен, осмеян, оплеван и, наконец, пригвожден ко Кресту и умерщвлен. Какую великую цену заплатил Спаситель за нас, недостойных, за то, чтобы мы стали чадами святой Его Церкви — Нового Иеросалима!

Всех верных последователей Своих Он торжественно введет и в Иеросалим Горний — в Царство Небесное, туда, где Сам пребывает во всей славе. Потрудимся же, чтобы не лишиться нам этого великого и радостного торжества.

Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы, победныя образы носяще, Тебе победителю смерти вопием, осанна в вышних, благословен Грядыи во имя Господне.

Другой тропарь, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим. И воспевающе зовем, благословен Грядыи во имя Господне.

Кондак, глас 6

На престоли на небеси, на жребяти на земли носим Христе Боже. От ангел хваление, и от детей воспевание приемля зовущих Ти: благословен еси пришедыи Адама воздвигнути.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна во вышенеихо, и мы Ти вопиемо, благословенно грядыи во имя Господне.