ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ и память святителя Василия Великаго

14 (1 по ст. стилю) января





Во исполнение и завершение древнего закона Господь наш Исус Христос принял осмодневное обрезание» (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня и празднуется в восьмой день после Рожества Христова. В этот восьмой день, в день совершения обряда обрезания, было и наречено имя Господа — Исус, возвещенное архангелом Гавриилом (см. 25 марта) прежде бессеменного Зачатия (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил сие законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин. 3, 5 6).

Итак, «все во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). «В Нем мы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11) — облеклись в нового человека, «который обновляется по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10).

Тропарь, глас 1

Иже на престоле огнезрачнем вышних седяи, со Отцем Безначальным, и Божественым Духом Твоим, благоволи родитися плотию на земли, от Девы неискусомужныя Исусе, сего ради яко человек осьмодневно обрезася. Слава преблагому Твоему изволению. Слава неизреченному Твоему смотрению. Слава еже к нам человеколюбному Твоему сошествию Едине Многомилостиве.

Кондак, глас 3

Иже всех Господь, обрезание приемлет, и человеческия грехи, яко благ пререзает, и дает спасение миру. Радуетжеся в вышних на небесех у Творца, святитель пресветлыи, божиих тайн Христов Василий.