Беседа третья

Подготовил о.Феодор Бехчанов

Стоглавый Собор состоялся в Москве в 1551 году и вынес постановление как следует ограждать себя крестом на молитве. На основании предания святых отцов (имеются об этом свидетельства Мелетия, патриарха Антиохийского и блаженного Феодорита). Собор постановил: «Аще кто не воображает двемя персты крестнаго знамения, да будет проклят» гл.31. Следующая 32 глава «Стоглава» посвящена вопросу «о крестящихся не по чину». «Мнози безумнии человецы, – говорится в соборном постановлении, – махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся. Аще и туне тружаются: тому бо маханию бесы радуются. Кто иностно не справляет креста, той отмешется Креста Христова и предается дияволу» (гл.32). Вот так строго придерживались отцы Собора древних благочестивых обрядов. Многие думают, какая разница, как креститься, двуперстием или щепотью, истово следует налагать на себе крестное знамение или небрежно. Но при благочестии на Руси большое значение придавалось тому, как следует ограждать себя крестом, при этом должны быть правильно сложены персты, это имеет большое значение, как мы себя запечатлим крестным знамением, если правильно сложены персты два пальца указательный и средний (немного пригнуты) обозначают Исуса Христа (божество и человечество во едином лице) и три пальца большой, безымянный и малый символизируют святую Троицу Отца, Сына и Святого Духа. Если мы правильно ограждаем себя крестным знамением, то мы возлагаем на себя при молитве печать Христову, и Он приемлет нас, как своих служителей. А если по еретическому обычаю мы слагаем неправильно персты и ограждаем себя как попало щепотью, то возлагаем на себя печать антихриста и нет никакой пользы от нашей молитвы, но более того, мы оскорбляем Бога, и таковому маханию беси радуются.

Имеются исторические факты и исследования, которые подтверждают, что с апостольских времен в Церкви Христовой существовало только двоеперстное крестное знамение, как символ спасения людей через распятие на кресте Исуса Христа. Хотя у нас не имеются священные писания, где бы мы могли узнать, как следует изображать на себе крест при молитве, но имеется святое предание у некоторых святых отцов древности, в частности, у Василия Великого имеется описания как слагать персты для крестного знамения, это можно отнести к преданиям апостольским и широко распространенным во времена Святого Василия, что считалось уже общим обычаем христиан. В предисловии славянской богослужебной псалтыри мы можем прочитать поучение Василия Великого как следует изображать на себе крестное знамение.

Религиозная жизнь русских людей была тесно связана с церковным и домашним богослужением, где первостепенным делом была молитва. В молитве христиане осеняли себя крестным знамением, что было неотъемлемой частью молитвы. В жизни русского человека трудно было определить, где заканчивалась церковная жизнь и начиналась обыденная, бытовая, потому что весь быт, вся жизнь русского была связана с верой христовой, и в то время верующий человек на Руси не мыслил свою жизнь без Церкви, без домашней молитвы, без чтения церковных книг. Первой настольной и богослужебной книгой для молитвы домашней являлась псалтырь. Эта книга имелась в царском, и княжеском доме и в доме простых людей, если они знали церковнославянскую грамоту. На святой Руси знали, что псалмы следует читать ежедневно, помня слова Иоанна Златоуста: «уже есть солнцу предстати от течения своего, нежели оставити псалтырь...» Прежде чем приступить к чтению псалмов всякий верующий знакомился с предисловием богослужебной псалтыри, где среди прочих поучений и указаний святых отцов имелось поучение, како крести лице свое крестообразно...

Отличительной чертой русского человека являлись религиозность и набожность, основой веры был страх Божий, многие иностранцы, в том числе и греки, удивлялись крепкой вере русских людей. Всякий религиозный обычай и обряд, принятый русским верующим однажды в детстве от своих родителей, усваивался и охранялся им на протяжении всей жизни «как зеница ока». И трудно было поколебать веру и обряды русского человека, хотя бы это исходило от «сильных сира сего». Это и произошло при патриархе Никоне и «тишайшем» царе Алексее, им захотелось земной славы и власти, а именно власти вселенского царя и патриарха – Византийского престола, а для этого следовало изменить древние обычаи, таинства и обряды и привести их в соответствие с современными греческими, уже измененными после падения Византии в 1429 г. (Флорентийская уния), 1453 г. (взятие Константинополя турками). Поэтому в Русской Церкви произошел печальный раскол, повлекший за собой среди многих изменений, замену двоеперстного крестного знамения на троеперстие (щепоть). Были созваны Соборы, которые наложили клятвы на древние русские обряды, все это творили пришлые греческие патриархи по указу царя Алексея Михайловича, желавшего во что бы то ни стало, как можно быстрее изменить освященные веками обряды таинства и книги. Всему этому последовала большая часть священнослужителей и богатых знатных людей, боявшихся царской «немилости». Остались верными Старой вере в основном простые люди и некоторая часть священнослужителей, которые считали веру выше богатства. Писатели времен реформы и после нее также были приверженцами новых еретических обычаев. Приверженцы же старины писали и учили, что древние предания, отвергнутые реформаторами, есть самые истинные православные предания, которые существовали на Руси со времени крещения, и утверждались во вселенской церкви со времен апостольских. Эти обычаи освещены и подтверждены памятниками глубокой древности, в частности, двоеперстное сложение. Мы знаем, что последователи раскола иногда искажали историческую действительность и замалчивали факты в подтверждение истинности двоеперстия и других древних обычаев. Ученые послераскольного периода, находящиеся в господствующей церкви,тенденциозно освещали исторические факты, желая принизить и показать неосновательность почитаемых староверами древних обычаев. Но, несмотря на давление господствующей церкви и цензуры, нашлись ученые, которые не пошли на сделку со своей совестью, но желали показать правдивую действительность времени раскола. В научных изысканиях этому способствовала археология, которая, открывая памятники древности, приводила в подтверждение исторические факты. За последнее время исследования ученых в области археологии дают возможность доказать то, что двоеперстие существовало со времен апостольских во вселенской Церкви (Греция, Рим, Венеция, Афон, славянские государства) и пришло на Русь с крещением в 988 году при благоверном равноапостольном князе Владимире.