ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ

21 (8 по ст. стилю) июля



Казанская икона Божией Матери явилась во граде Казани в 1579 году, спустя 25 лет после покорения татарского ханства царем Иоанном Васильевичем. После опустошительного пожара вместе с другими погорельцами строил новый дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении и повелела достать из земли ее икону, зарытую на месте сгоревшего дома еще при господстве мусульман тайными исповедниками православной веры. Девочка сначала никому не решилась открыть своего сна, но после второго явления Богородицы рассказала о нем своей матери. Однако та не придала значения рассказу ребенка. Тогда последовало третье, грозное видение – от иконы Божией Матери исходило пламя и был голос: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». На сей раз мать пошла с Матроной к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не хотел верить детским снам. Женщина сама взяла заступ и начала рыть в указанном дочерью месте, но ничего не нашла, поиски других тоже были безуспешны. Тогда девочка сама откопала сияющую чудным светом икону Божией Матери, завернутую в рукав полуистлевшей одежды, но без малейшей порчи, будто свеженаписанную. Священник ближайшего Никольского храма (будущий патриарх Московский Ермоген) в сопровождении крестного хода на руках отнес икону в свой храм, а затем – в Благовещенский собор. При этом произошло множество исцелений, особенно слепых. Как оказалось впоследствии, обретенная икона была копией Влахернского образа, написанного святым евангелистом Лукой. Царь Иоанн Васильевич, узнав о произошедшем чуде, повелел на месте обретения построить храм во имя Пресвятой Госпожи Богородицы и основать женский монастырь. Девица Матрона стала первой инокиней, а затем и игуменьей нового монастыря.

До 1612 года Казанская икона Божией Матери была чтима только местно, и празднование сей иконе совершалось только 8-го июля, в день её обретения.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Бога Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державныи Ти покров прибегающым. Всех нас заступи Госпоже Царице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененых грехи многими, предстоящыя и молящыя Ти ся умиленною душею, и сокрущенным сердцем, Пречистому Твоему образу, и чюдотворней иконе, со слезами невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. Всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево, Ты бо еси Божественыи покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девыя. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица. Варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящыяся рабы своя.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без разсуждения Серафим.