К 545-летию основания Соловецкого монастыря (1429–1974)


«Нам подобает множайшее тщание, ... теплейшее усердие явити ко изъявлению... монастыря свята и пречудна, его же начало свято и избранно... в нем же мужи чудного и высокого жития, мужи храброго и крепкого терпения, мужи твердого и невлаемого веледушия воссияша»
Симеон Денисов. Из предисловия к «Истории о отцех и страдальцех соловецких».)


На крайнем севере нашей страны (на момент написания статьи «нашей страной» был Советский Союз – прим. ред.), в «студеном море-океане» (как называли в старину Белое море), в 155 км от Полярного круга находятся Соловецкие острова. Самый крупный из них – «Большой Соловецкий» – 30 км в длину и около 20 км в ширину. Суровый климат Соловецкого острова отличается большой влажностью. Туманы и ранние морозы – обычное явление. Полгода длится здесь полярная ночь. 500 лет тому назад это был необитаемый остров, покрытый лесами и множеством озер (до 400). Летом 1429 года сюда на утлой лодочке направились искатели уединенной, созерцательной жизни – старцы Саватий и Герман. «Перенесшись через морские глубины, сия богоизбранная двоица ознаменовала водружением Спасителева креста первое основание Соловецкого монастыря и воздвигла там пустыннические кущи (кельи) 6937 (1429) года, с которого числится ныне первоначальное основание обители Соловецкой» [1, с. 41].

Шесть лет провели подвижники – Саватий и Герман – на острове в молитве и посте, в созерцании духовного мира. Их не страшили ни холодный климат, ни продолжительность зимы, ни скудость почвы, ни отдаленность от человеческого жилья. Они все сносили, согреваясь любовью к Богу.

В 1435 году Герман отправился на берег, а Саватий остался один. Почувствовав приближение смерти, он переправился на берег. У часовни близ Выга реки он встретил игумена Нафанаила и попросил его напутствия. 27 сентября 1435 года преподобный Саватий с молитвой на устах тихо почил.

В 1436 году Герман возвратился на остров, но уже со старцем Зосимой. «Преподобный отец Зосима обнови жительство отока (острова) и киновию возгради, и братию собра, чины и уставы и предания церковная и отеческая к наздаянию душ человеческих предав, спасительное наследие учеником остави» [2, л. 3 об.].

Зосима построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. Выросли кельи новых подвижников. В 1452 году Зосима в Новгороде поставлен во игумены Соловецкой обители. (Поморье принадлежало Новгороду.) В 1465 г. он перевозит нетленные мощи преподобного Саватия в Соловецкий монастырь. А в 1478 г. на смертном одре преподобный Зосима сказал собравшейся братии: «Сохраняйте все уставы и правила обители, составленные по апостольскому учению и преданию святых отцев наших. Да защитит вас Господь Исус Христос и Пречистая Богородица. А я буду неотступно с вами». 17 апреля святой Зосима предал дух свой Господу.

Обитель преподобных Саватия и Зосимы воспитала многих подвижников древлего православия. «От благаго бо корене и потов молитвенных богоносною Зосимы и Саватия отец, благии сад и многоплоден собрания израсте, добрыя ветви – святыя мужи издаде [2, л. 4 об.]. Таковыми были: преподобный Елисей Суиский, игумен Досифей, ученик Германа, святой Филипп, митрополит Московский, преподобный Елеазар, чудотворец Анзерский, и «прочии бесчисленнии общежители, велиции постницы и пустыннии безмолвницы Соловецкого отока». Игумен Досифей положил основание знаменитой Соловецкой библиотеки, ставшей после киевской древнейшим книгохранилещем Руси. Досифей отправился в Новгород по делам монастырским. В Новгороде архиепископом был Геннадий – постриженик и ученик Саватия. При его содействии игумен Досифей здесь организовал переписку книг для Соловецкого монастыря. Сохранились списки рукописей (1493–1494 гг.), заказанных Досифеем. В основном это были книги апологетического содержания: «сочинения Космы пресвитера (обличитель богомильства в X в.), Дионисия Ареопагита, пророческие книги» и др. По мнению архиеп. Геннадия, они были необходимы для борьбы с жидовствующими [3].

Богослужебные книги переписывались в самом Соловецком монастыре. Для монастыря было приобретено Досифеем много редчайших памятников древнерусской письменности. Им же было написано и «Житие соловецких чудотворцев Зосимы и Саватия».
После игумена Досифея выдающейся личностью среди соловецких деятелей был игумен Филипп (1545–1566). Происходил он из знатной семьи Колычевых. Разочаровавшись в тогдашей светской жизни, он принял постриг в Соловецком монастыре. Там он выполнял самые трудные работы: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице и в кузнице. В 1545 г. по единодушному желанию братии его посвятили в сан игумена. Многообразна была деятельность «многотщательного ктитора и всероссийскаго чудотворца» – игумена Филиппа. Выполняя подвиги духовного делания, игумен Филипп проявил исключительную энергию при восстановлении обители, разрушенной пожаром 1538 г. Монастырь сгорел почти весь до основания. Сгорел деревянный храм, построенный преподобным Зосимой, сгорели кельи и хозяйственные постройки. Надо было готовить новый материал для строения более прочных зданий. Для этой цели был построен кирпичный завод. По разработанной игуменом Филиппом системе шлюзов, каналами были соединены 52 озера. У вновь построенных монастырских зданий образовалось огромное «Святое озеро». Были построены больница, мельница. Осушена часть болот и проведены дороги. Построена морская пристань. Разведены молочный скот и лапландские олени. В Новгороде и Вологде были открыты склады соли, которую обменивали на хлеб.

Игумен Филипп был не только энергичный руководитель, но и большой изобретатель. «До Филиппа игумена, – читаем в «Соловецком летописце», – квас парили, ино сливали вся братия, а при Филиппе парят квас старец да пять человек, а сливают те же. А братия уже не сливает. А тот квас сам сольется со всех чанов, ино трубою пойдет в монастырь, да и в погреб сам льется, да и по бочкам разойдется сам по всем. До Филиппа игумена на сушило рожь носили многие братия, а Филипп снарядил телегу: сама насыпается, да и привезетца, да и сама высыплет рожь на сушило. До Филиппа игумена подсевали рожь братия многия, а Филипп игумен доспел севальню – десятью решеты один старец сеет. Да при Филиппе доспели решето: само сеет и насыпает и отруби и муку разводит розно, да и крупу само же сеет и насыпает и развозит розно – крупу и высейки. Да до Филиппа братия многие носили рожь на гумно веяти, а Филипп нарядил ветр мехами в мельнице веять рожь» [4].

Игумен Филипп восстановил хозяйство монастыря, создал основы для его дальнейшего развития. «В 17 веке владения Соловецкого монастыря охватывали значительную часть западного и северного берега Белого моря. Обладая огромными земельными угодьями, Соловецкий монастырь широко развил промысловое хозяйство. В 60-е годы XVI века ему принадлежали 20 крупных угодий, в которых вываривалось до 140 000 пудов соли» [5].

Добрую и вечную славу снискал себе игумен Филипп построением каменных храмов на Соловках. Первой была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (1552–1557), с огромной трапезной для всей многочисленной братии. «Филипп мастеров убо от Нова града прием, хитре зиждущих церкви, – повествует летописец... Красну воздвиже церковь и украси ю в похвалу Божии Матери».

Особенное внимание уделил игумен Филипп постройке замечательного памятника монументального древнерусского зодчества – собора во имя Преображения Господня. «Мастеров убо собра художных... красен бо во славу Христа Бога нашего храм воздвиже, присовокупи же и ину церковь во имя отец преподобных Зосимы и Саватия, и иных четыре храма на высоте согради и иконами же украси, яко невесту» [6].

Для вновь построенных храмов Иваном Грозным были присланы колокола, старинные иконы, книги. Прислан был Крест напрестольный из чистого золота (весом более килограмма), украшенный жемчугом и драгоценными камнями.

Преображенский собор начали строить в 1558 году. Средства монастыря в то время были небольшие. Некоторые из иноков стали сомневаться в возможности завершения такого начинания. «Уповайте на Господа, – успокаивал их Филипп, – если Богу угодно будет наше дело, Дом Святыи имени Его воздвигнется непременно». В 1566 году Преображенский собор был закончен. «Своими размерами Преображенский собор превосходил все московские храмы и храм-памятник в Коломне».

Игуменом Филиппом была устроена на Соловках иконописная мастерская. «Учитывая бурную строительную деятельность игумена Филиппа после пожара 1538 г., можно прийти к заключению, что основная масса икон в это время должна была выполняться на местах» [7].

Игумен Филипп участвовал на Стоглавом соборе в Москве 1551 г. А в 1566 г. он был вызван в Москву и избран митрополитом Московским. По долгу пастыря Церкви, митрополит Филипп стал осуждать жестокие расправы Ивана Грозного со своими противниками. Это вызвало гнев царя. Лишенный сана митрополита, Филипп был сослан в заточение в Тверской Отрочь-монастырь, где и скончался 23 декабря 1569 года. В 1591 году мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкую обитель, а в 1652 г. (при патриархе Никоне) – из Соловков в Москву.

В 1571 году произошло событие, нарушившее мирное течение жизни на Соловках. На Белом море впервые появились шведские военные корабли. Время тогда было тревожное. Татары с востока, поляки и литовцы с юга, немецкие рыцари с запада, а шведы с севера готовились к нападению на Московское государство. Поморье пользовалось единственным в то время выходом к морю. Соловецкий монастырь приобрел военно-стратегическое значение. Из Москвы срочно направили в монастырь воеводу Е.Озерова со стрельцами и пушкарями. Из местных жителей был набран дополнительный отряд стрельцов. Вокруг монастырских зданий возвели деревянные стены с башнями и бойницами. Когда шведы перешли границу и стали грабить население Кемской волости, М.Озеров выступил против шведов, но был убит. Однако, шведы отступили. В 1580 г. трехтысячный отряд шведов совершил новое нападение на Беломорский край. Воевода Киприан Аничков отбил шведов.
С 1584 года вокруг монастыря стали строить каменные стены из местных валунов огромного размера и веса (до 8–10 тонн). Высота стен превышала 10 метров, а толщина – 6. Строились стены по плану соловецкого инока Трифона. В 1592–1593 гг. шведы и финны совершили набеги на Поморье, но безуспешно. «Слава Соловецкого монастыря далеко простиралась. Близкое соседство и частые войны, на которых храбрые соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали знатные победы, заставили шведов уважать обитель Соловецкую» [8].
Игумен Соловецкого монастыря практически был начальником стрельцов (а с 1637 г. и официально). Жалованье стрельцы получали из монастырской казны. С игуменом Соловецкого монастыря шведы вели переговоры и заключали перемирие (28 сентября 1614 г.). На желание шведского короля стать правителем русской земли, игумен монастыря 12 марта 1611 года ответил: «у нас в Соловецком монастыре и в Сумском остроге, и во всей Поморской области единомышленный совет: не хотим никого из иноверцев на московское государство». Шведы сделали попытку овладеть монастырем. Но, увидев возведенные укрепления, удалились.

После заключения мира со шведами нападения на Поморье стали совершать датчане. Монастырь был еще сильнее укреплен. Игумен Иринарх построил вторую внутреннюю каменную стену с двумя башнями, каменные кельи и переходы между церквами. Образовалась как бы вторая линия каменных укреплений. Когда в 1623 году корабли датчан приблизились к Соловецкому монастырю, – грозной и неприступной крепостью предстала перед ними Соловецкая обитель. Датчане, не сделав ни одного выстрела, повернули обратно.

Соловецкий монастырь стал надежным оплотом северных рубежей Московского государства. Но главное его значение было в нравственном влиянии на русских людей того времени. Светлая память основателей монастыря – Саватия и Зосимы – делала монастырь святым местом, светочем древлеправославия. Под сенью обители кончил свои дни (13 сентября 1626 г.) Авраам Палицын, бывший келарь Троице-Сергиевской лавры, соратник Минина и Пожарского, освободивших Москву от иноземных захватчиков. Авраам Палицын принял постриг в Соловецком монастыре. На надгробном камне его могилы сохранилась надпись: «В смутное время междуцарствия, когда России угрожало иноземное владычество, ты мужественно ополчился за свободу отечества и явил беспримерный подвиг в жизни русского монашества».

Во второй половине XVII века произошли чрезвычайно скорбные события в истории Соловков – блокада и орудийный обстрел монастыря по приказу Москвы.

Братия монастыря, руководимая архимандритом Ильей, в 1657 г. отказалась принять новопечатные богослужебные книги. Полученные книги монахи сложили в «казенную палатку», а служить продолжали по старым книгам. Начались дополнительные переговоры. Соловецкие иноки упорно отрицали новшества, внесенные патриархом Никоном: «Прежде от Соловецкого монастыря вся русская земля просвещалась всяким благочестием и ни под каким зазором Соловецкий монастырь не бывал. Не вели, государь, в Соловецком монастыре предания преподобных чудотворцев Зосимы и Саватия церковного чину и уставу переменить, чтоб нам в предании святых чудотворцев препроводить дни свои, как и прежние отцы наши... Позволь, государь, нам в том же предании быть, а мы тебе, государю не противны», – писали царю в своих челобитных соловецкие иноки.

В ответ на «таковое непокорение» последовала анафема и осада Соловецкой обители. Монахи «вступили в борьбу с царскими стрельцами, со слезами на глазах, желая быть последовательными и покорными больше Царю Небесному, чем царю земному» [9, с. 9].

В конце 1668 года под монастырь был направлен Игнатий Волохов. Стрельцы с большой неохотой участвовали в блокаде монастыря. «Население Поморья сочувствовало отцам и страдальцам соловецким» и оказывало им поддержку. Ладьи с солью, рыбой и хлебом, направлявшиеся из района Сумского острога в Архангельск, постоянно «сбивались с пути» и приставали к Соловецким островам» [10].

Правительственные мероприятия против монастыря осуждались большинством народа. «Тот ореол святости, которым была окружена в религиозном представлении всех обитель соловецких святителей, требовал полной ее неприкосновенности. Одна мысль о насилии и попрании святого места, могла возмущать религиозное чувство» [11]. Это понимали в верхах. В инструкции воеводам говорилось: «чинить всякую тесноту и сторожи около монастыря... а ратных людей для приступов к монастырю не посылать и из пушек по ограде не стрелять, и никакого воинского промыслу над монастырем не чинить» [9, с. 279].

Осада затянулась. Все здания вокруг монастыря и рыболовные снасти были сломаны и преданы огню, скот перебит и отдан в пищу стрельцам. Защитники монастыря стойко держались, и на все предложения покориться, отвечали: «У нас одно положено: по новым книгам петь и служить не хотим».

В 1674 году прибыл новый воевода И.Мещеринов «и с ним воинов тысяща триста. Иже пришед под киновию со многими хитростьми, всяко умышление к разорению показа» [2]. «Иноземным приказом» из Москвы были присланы иностранцы, специалисты военного дела: майор Келин, ротмистр Буш (не умевший писать по-русски), поручики В.Гутковский и Ф.Стахорский» [12, с. 103].

Кроме иностранцев, из Москвы назначили майора Ивана Березникова, ротмистра Порошина и поручика Сипягина. «Березников оказался «больным», Сипягин остался в Москве, а Порошин вовсе не явился» [13].

Игнатий соловецкий (покинувший монастырь до блокады) писал царю Федору Алексеевичу: «царь Алексей Михайлович Соловецкую обитель неблагодарно восхоте разоритии собра рать... богоборну и злочестиву, немеца и поляков...» [12, с. 102].

Монастырь окружили батареями, насыпями и городками. Подвели подкопы, чтобы подорвать башни монастыря. Загрохотала артиллерия. полетели снаряды из невиданных трех пушек, начиненные железными ядрами «ова 2606 ова же 350 ядр вмещающе беша». Но мощные монастырские стены не пострадали.

23 декабря 1675 года Мещеринов «великий приступ соверши». Потеряв поручика Гутковского и свыше 100 стрельцов, он отступил и отложил «надежду о киновии, за невозможное взтие толикую крепость имеющего града» [2]. Только измена монаха Феоктиста помогла Мещеринову взять монастырь. Феоктист указал тайный «пролаз сквозе градовью стену». Майор Келин со своим отрядом первым проник в монастырь ночью 29 января 1676 г. и открыл ворота. Монастырь был взят. Началась расправа. Монахи были уничтожены. «Морская губа, омывающая монастырь с западной стороны, была завалена телами убитых. Не малая часть валялась около стен монастыря и болталась на виселицах и деревьях. Так кончилось... стояние иноков за старую веру» [9, сс. 305–306]. Как хранитель древлеправославия, Соловецкий монастырь закончил свое существование.

***

Много хозяев Соловков сменилось за последующее время. Прошли столетия. Время и пожары повредили многое. Но еще больше зла причинили руки человеческие. Исчезли без возврата художественно исполненные фрески, украшавшие внутренние стены храмов. Исчезли иконостасы, старинные иконы в дорогих окладах. Мало что осталось от знаменитой библиотеки и архива монастыря. И, словно осколки разбитого драгоценного сосуда, хранятся в Москве и Ленинграде отдельные памятники художественной культуры Соловков. В Кремлевском музее и в музее им. Андрея Рублева в Москве хранятся несколько икон из Преображенского собора Соловецкого монастыря. 1482 рукописи из книгохранилища Соловецкой обители находятся в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

На Соловках сохранились памятники монументального народного зодчества: могучие стены с нахмуренными башнями и огромное здание бывшего Преображенского собора – свидетели исторических событий далекого прошлого.

И.Н.Заволоко
Старообрядческий Церковный календарь, 1974 год


Литература
1. Архимандрит Досифей. «Топографическое и историческое описание Соловецкого монастыря». М., 1834 г., с. 41.
2. С.Денисов. «Истории о отцех и страдальцех соловецких». М., 1914 г.
3. Н.Н.Розов. «Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей». Труды отдела древнерусской литературы. Т. 18, Л., АН СССР, 1952, с. 300.
4. Архим. Досифей. «Летописец соловецкий». М., 1833, сс. 33–34.
5 Большая Сов. Энциклопедия, т., 40, 1957 г., 2-е изд., с. 39.
6. В.Никольский. «Иконографическое собрание Соловецкого музея». Материалы Соловецкого отделения Архангельского общества краеведения. Соловки, 1927, вып. 1.
7. Н.Маясова. «Памятник с Соловецких островов – икона Боголюбская 1545 г., с житиями Зосимы и Саватия». Ленинград, 1970 г.
8. Архимандрит Досифей. «Историч., биографич. и статистич. описание Соловецкого м-ря».
9. И.Я.Сырцов. «Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в.», Кострома, 1888.
10. «Очерки истории СССР XVII в.». М., 1955 г., с. 323.
11. «Миссионерское обозрение». СПБ. Март, 1902 г., с. 491.
12. Н.Ю.Бубнов. «Неизвестная челобитная Игнатия соловецкого царю Федору Алексеевичу». Сб. «Рукописное наследие древней Руси». АН СССР, Ленинград, 1972.
13. А.Бирзе. «Соловецкое восстание». журнал «Истрия в школе», 1936 г., №6, с. 19.