Духовные стихи и любимые песни староверов Причудья


Продолжают нас радовать книжными новинками староверы Эстонии. В начале 2013 года из печати вышла очередная книга – «Духовные стихи и любимые песни староверов Причудья», подготовленная по материалам исследовательских трудов. На протяжении многих лет Союз старообрядческих общин Эстонии и Общество Культуры и развития староверов Эстонии под руководством Павла Григорьевича Варунина, в сотрудничестве с различными научными и исследовательскими учреждениями проводят огромную работу, собирая по крупицам и изучая полузабытое духовное, историческое и культурное наследие староверия. Как правило, все собранные материалы изучаются и публикуются. За последнее время в Эстонии издано не менее десятка уникальных книг староверческой тематики. И вот очередная новинка.



О содержании книги в передовой статье рассказывает Марина Кувайцева, составитель сборника, научный сотрудник-фольклорист Нарвского музея, руководитель фольклорного ансамбля «Супрядки». Некоторые выдержки из данного обращения к читателю мы предлагаем Вашему вниманию: «Перед вами вторая в Эстонии нотная публикация народных песен, записанных от староверов Западного Причудья в фольклорно-этнографических экспедициях. Они были организованы Нарвским музеем и проведены под моим руководством и непосредственном участии в 2008–2010 гг.

В данном сборнике представлены так называемые мирские песни, то есть исполняемые вне религиозной службы. Они спеты местными жительницами деревень Рая, Тихеда, Варнья и города Калласте. Большинство песен возникло не раньше XVIII–ХIХ века, поэтому такие песни принято относить к народной культуре «нового времени».

После раскола православной церкви, который произошел в России вследствие реформ патриарха Никона, староверы бежали за пределы государства, спасаясь от гонений и репрессий. В Эстонии, на западном берегу Чудского озера, староверы-беспоповцы поселились в конце XVII – начале XVIII веков.

В XVIII веке в Причудье началось строительство старообрядческих моленных, образовались религиозные общины. На протяжении более трехсот лет староверы Эстонии сохранют свою веру, язык и духовную культуру.

До сих пор причудцы являются хранителями и продолжателями уникального древнерусского единогласного (одноголосного), означающего согласие и единство, знаменного пения.

Духовные стихи – это народные песни религиозного содержания, которые исполняются вне церковной службы. Книжными источниками для создателей стихов служили Библия, жития святых, апокрифы, нравоучительные повести, а также устные легенды. В духовных песнопениях эти сложные тексты толковались понятным языком. В стихах, созданных после раскола русской церкви, отразилась драматическая история старообрядчества, раскрылось отношение приверженцев древлеправославия к миру, обыденной жизни.

Вплоть до середины ХХ века в Причудье сохранялись более ранние песенные жанры, и тогда можно было услышать старинные свадебные, хороводные и игровые песни. До сих пор местные старожилы помнят ход свадебного обряда, упоминают об обилии опевальных (величальных) песен молодоженам и всем участникам свадьбы; рассказывают о том, как собирались весной на полянах водить хороводы, как ходили с песнями вдоль деревенских улиц. Однако спеть их они уже затрудняются.

Староверы были вынуждены выезжать на заработки за пределы своих поселений. Постоянно выезжая в большие города, староверы впитывали новую городскую культуру, в том числе песенную. Городские песни (баллады и романсы) стали у них любимыми. Ведь в этих песнях затрагиваются вечные темы: любовь, ревность, измена, одиночество, трагическая смерть. Тексты легко запоминаются, мелодия несложная и быстро ложится на слух. Сейчас эти песни приравниваются местными жителями к старинным, так как их пели еще мамы и бабушки.

Оформление песенника в стиле рисованного лубка выполнил Павел Григорьевич Варунин – председатель Союза старообрядческих общин Эстонии, председатель Общества культуры и развития староверов Эстонии.

Духовные стихи из Тихеда, Варнья и Калласте записаны мною вместе с Надеждой Москалёвой – участницей фольклорного ансамбля «Супрядки». Стихи из деревни Рая были записаны диалектологом, старшим научным сотрудником Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук (г. Москва) Ольгой Ровновой в 2004 году. Крюковую запись к стихам выполнил наставник Невской старообрядческой поморской общины в Санкт-Петербурге о.Владимир Шамарин.

Низкий поклон и сердечная благодарность народным певцам, которые хранят в памяти и древних книгах бесценную духовную культуру своих предков».

Сборник издан при поддержке Министерства Культуры Эстонской Республики, Общества Культуры Староверов Эстонии.