Орнамент и сакральное пространство. Конференция 2014 год.


Фоторепортаж

28 и 29 июня 2014 года в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике прошла научная конференция «Орнамент и сакральное пространство». Конференции в Кирилове проходят каждый год, общей объединяющей темой является иконопись и церковное искусство, но круг обсуждаемых вопросов меняется.

Программа мероприятия помимо чтения докладов и выступлений участников предполагает открытие выставки по основной теме конференции и являющейся ее продолжением, а так же посещение имеющихся в округе достопримечательностей.

Открыл конференцию Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Состав участников конференции определил широкий круг обсуждаемых вопросов по заданным темам:
С докладом «Орнамент в иконописи: типология и семантика» выступила И.Л.Бусева-Давыдова, НИИ Российской академии художеств (г.Москва);
Доклад «Живописная рама чудотворной иконы преп. Алексия Человека Божия: работа иконописца Кирилло-Белозерского монастыря Евтихия Афанасьева» прочитала Т.М.Кольцова, представительница государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск);
Е.А.Виноградова, из Вологодского государственного музея-заповедника (г.Вологда) рассказала про «Особенности и смысловое значение растительного декора в иконе «Акафист Богоматери» круга вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова»;
«Монументальная живопись Вологодчины. Роль орнамента на примерах сохранившегося искусства храмов и деревянных домов» отразилась в докладе О.А.Соколовой, из АУК Вологодской области «Вологдареставрация» (г.Вологда), а О.В.Силина, из Музея фресок Дионисия (с. Ферапонтово) поведала про «Поясные орнаменты собора Рождества Богородицы как отражение литургического в иконическом»;
И.П.Боровиков, представитель галереи «Фамарь» (г.Москва) рассказал про «Редкий вариант иконографии Богоматери «Всех скорбящих радость»;

М.А.Чернов, редактор журнала «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования» и один из соорганизаторов конференции (г.Москва) выступил с докладом на тему «Орнамент и его роль в меднолитой пластике (на примере иконы «Огненное вознесение Илии» «поморского типа»)»;
П.П.Алексеев, руководитель Института Староверия Латвии (г.Рига), в своем сообщении «Иконы С. Быкадорова в Рижской Поморской Богоявленской старообрядческой общины» добавил конференции зарубежного колорита;
О.В.Виноградова, представительница Российского Нового университета (г.Москва) рассказала про «Некоторые орнаментальные мотивы полотенец алтайских старообрядцев-«поляков», а В.Ф.Шишенин, представитель Музея истории русского платка и шали (г.Павловский Посад) продолжил тему в докладе «Орнамент в текстильных изделиях русского народа»;
«Домик в Кунаре, интерпретация русского орнамента» нашел свое отражении в рассказе Ю.В.Крутеевой, из галереи «Арт-птица»;
Д.Е.Мальцева искусствовед, реставратор-исследователь (Италия) в своем выступлении раскрыла тему «Орнамента на лузге икон»;
Завершал конференцию доклад «Орнамент на Великоустюжских сундуках 19в.» Григория Глыбочева.
Все доклады и выступления сопровождались показом богатого иллюстративного материала.

Во время конференции были сообщения Е.В.Ройзмана, и А.В.Ильина.

Презентация четвертого номера за 2014 год журнала «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», посвящённого 90-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника завершила первую часть программы. Во время перерыва, участникам конференции предстоял переезд на другое место и продолжение работы.

Все доклады конференции слушались на одном дыхании, были содержательными и информативными. Особый колорит конференции добавляют и места проведения мероприятий, где каждый кусочек земли хранит в себе большую историю.

Покинув Кирилло-Белозерский (монастырь) музей где проходила научная часть конференции ее участники переехали в Ферапонтово на открытие выставки «Орнамент в иконе».

Выставка разместилась в Казенной палате Музея фресок Дионисия, расположенного в бывшем Ферапонтовом монастыре. После открытия выставки, приветственных речей и осмотра экспозиции состоялся круглый стол по выставке «Орнамент в иконе». На этом первый день конференции подошел к концу, а на следующий день культурная программа подарила участникам конференции возможность посетить Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере.

По возвращении из Спасо-Каменного монастыря культурная программа продолжилась в селе Устье в местном краеведческом музее.

Зарисовки о посещении острова читайте в материале «Русский Север. Вологодские пределы».
Конференцию «Орнамент и сакральное пространство» организовали и провели ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» и Ферапонтовское общество сохранения и изучения памятников русской культуры.