Большая тайна староверов




С японцем Тцутому Тцукадой «Час» познакомился на ежегодной старообрядческой конференции «Заволокинские чтения».


Тцутому Тцукада и его рижский друг старовер Петр Алексеев.

Оксана ДЕМЕНТЬЕВА


Ее пытаются разгадать японцы
33-летний буддист Тцутому треть своей жизни занимается исследованием старообрядчества. Он учится на гуманитарном факультете Хоккайдовского университета, готовится к написанию докторской диссертации. Много путешествует, бывает в этнографических экспедициях.
В ближайшее время Тцутому собирается выпустить свои исследовательские труды по староверию отдельной книгой. Правда, мы в Латвии ее едва ли увидим: книга выйдет в Хоккайдо на японском языке.
- Тцутому, зачем вам в Японии старообрядчество? Разве эта тема настолько интересна японцам, что требует выпуска отдельной книги?
- У нас действительно не так много староверов - когда-то существовала всего лишь одна община, я даже затрудняюсь сказать, была у нее своя моленная или нет. Моя основная тема - русские в Китае. Вот там-то, на северо-востоке Китая, в Маньчжурии, староверов очень много: когда-то они пришли в Китай, спасаясь от гонений официальной церкви. Впрочем, по тем же причинам они появились и у вас в Прибалтике.
Староверы весьма интересны как уникальная этно-конфессиональная сообщность, умудрившаяся «законсервироваться» и не поддаться влиянию внешнего мира. В китайском городе Кульдже, например, есть община, сохранившая не только свои традиции и обычаи, но и оригинальный русский язык XIX века, на котором говорило простонародье.
- Я написал о староверах несколько статей, - продолжает Тцутому Тцукада, - и теперь планирую объединить их в книгу. Не могу сказать, что в повседневной жизни японцы так уж интересуются вопросами старообрядчества - мои родители так и вовсе не понимают, чем я занимаюсь. Однако интерес ко всему русскому, к православию и староверию проявляется у японцев в их любви к романам Достоевского и Толстого. Значит, можно предположить, что мое исследование поможет японцам больше узнать о староверах.
- Как вы считаете, старовер - это особый тип русского характера?
- Я бы так не сказал. Среди старообрядцев есть и очень современные, привычные нам люди, и те, кто живет строго по уставу, соблюдая все предписания своей веры. Каждый человек индивидуален и неповторим. К тому же староверы живут изолированной жизнью, они достаточно замкнуты, поэтому о них трудно знать много. Однако могу сказать, что они сильно отличаются от, например японцев: старообрядцы консервативны, они экстремисты в хорошем смысле этого слова, а такие яркие характеры всегда интересны.
- В Риге вы продолжите свои исследования старообрядчества?
- Хотелось бы. С рижскими староверами я познакомился на конференции в Бурятии, и в Латвии я нахожусь по их приглашению.
Главный вопрос для меня - каким образом огромные группы людей сумели покинуть свою историческую родину, обосноваться в чужих странах, адаптироваться к их условиям (в том числе и климатическим, ведь староверы живут даже в Австралии) и при этом сохранить неизменными свою веру, традиции, культуру. Ведь это очень непросто - за несколько сотен лет не ассимилироваться в чужой среде. Люди растворяются и за куда менее длительный период. Так что разгадка секрета староверов у меня еще впереди.