Староверие: вызов времени

Доклад П. Алексеева

Петр Алексеев,
Рига, Латвия


Эта тема для староверов была актуальна во все времена, но особенно остро она встала в последнее время. На протяжении своей истории жизнь неоднократно бросала людям Старой Веры вызов времени, который они с достоинством принимали.

Раскол Русской Церкви в середине 17 века вынудил ревнителей Древлего Благочестия оставить родные, насиженные места и устремиться на окраины империи и сопредельные территории ради сохранения Истинного Православия, где можно было относительно свободно исповедывать Старую Веру. Как следствие, в результате никонианских преобразований, староверы оказались рассеянные по всему свету.

Жизнь в рассеянии постоянно выдвигала и продолжает выдвигать перед древлеправославными христианами свои требования, с которыми необходимо считаться. Придя на новые места проживания, мы оказались в различных государствах с иной языковой средой, с разными законами и укладом внутренней жизни. Эти государства были национальными государствами, где титульная нация являлась носителем своей вековой, самобытной культуры, отличающей ее от соседних государств и народов.

Привыкая к ранее неизвестным жизненым условиям, староверы устанавливали контакты с местным населением, уважительно относились к его традициям и обычаям, изучали язык, проявляли лояльность властям живя в соответствии с законами и порядками действовавшими на территории их нового места проживания, но при этом свято исполняя правила, требования и обычаи Древлеправославной Церкви.

Обживаясь на новых местах, мы в первую очередь стремились наладить духовную и религиозную составляющую нашего бытия обустраивая молитвенные дома, ибо вся наша жизнь, независимо от места проживания строилась вокруг храмов, которые были неотъемлемой частью жизни староверов.

Непререкаемым авторитетом среди староверов пользовались наставники и начетчики – пастыри христианского Поморского общества. Ведущее положение среди своих братий по Вере им обеспечивали не только знания Священного Писания и Предания, житий святых и Церковных Правил, но пример и христианского поведения, основанный на последовательном соблюдении законов, который они являли в повседневной жизни.

Наставников верующие сами выбирали из своей среды и они были одними из самых уважаемых людей в староверческих общинах. В последующем эта норма была закреплена соборно: «Избрание народное и благословение отца духовного на служение Церкви возводит наставника на почетное и первенствующее место в приходе» [1]

Наставники совместно с начетчиками были добрыми пастырями, надежно оберегавшими стадо Христово от приходящих волков в овечьих шкурах, от тлетворного, разлагающего влияния мира. Их слово было законом, который всеми признавался и никем не оспаривался.

Высочайший манифест 1905 года принес староверам долгожданные свободы, с одной стороны, а с другой бросил очередной вызов времени, проверяя нас на прочность в условиях отсутствия гонений. Пройдя 250-ти летнее испытание лишениями и притеснениями, после манифеста для древлеправославных христиан пришло время пройти испытание дарованной свободой.

Вызов времени 1905 года заключался так же и в том, что староверы получили возможность в открытых беседах и дискуссиях доказать свою состоятельность. Это испытание было с честью выдержанно. В лице начетчиков Поморского староверия миру предстали грамотные люди не просто убежденные в истине Древлеправославия, но и обладающие знаниями священного писания и предания, правил святых апостолов, отцов и Церковных соборов, владеющие ораторским искусством, умеющие убедить в своей правоте слушателей и посрамить оппонентов.

Не смотря на то, что уровень грамотности достигался самообразованием, он позволял в диспутах и беседах оставлять далеко позади своих оппонентов, обладателей различных богословских степеней, окончивших никонианские духовные академии и семинарии. Имена Д.В.Батова, А.А.Надеждина, М.П.Манушина, Ф.И.Дорофеева, Л.Ф.Пичугина, Т.А.Худошина, Ф.П.Кондратьева, В.З.Яксанова, Н.П.Ануфриева и многих других навечно вписаны золотыми буквами в историю Поморского староверия, как ревностных защитников Святой Церкви.

После манифеста 1905 года даровавшего нам гражданские свободы древлеправославные христиане решают не только духовные вопросы, но и активно включаются во все направления общественно–политической жизни империи, ибо староверы сразу поняли, что полученные свободы надо не только защищать, но и развивать, а достичь этого можно только имея своих представителей в органах государственной власти, ибо никто кроме самих староверов не сможет их защитить. Свидетельством этого служит избрание депутатом Российской 4-ой Государственной Думы от Витебской губернии представителя поморского староверия г.Двинска (ныне Даугавпилс, Латвия – П.А.) Стефана Родионовича Кириллова, который еще до своего избрания в Государственную Думу в 1912 году, был избран 16 мая 1907 года гласным Двинской городской думы, а по прошествии 4-х лет переизбран. Распоряжением Витебского губернатора С.Р.Кириллов был утвержден Двинским городским старостою и занимал этот пост в период с 11.02.09 по 01.06.12.

Мирный ход истории и планомерное налаживание староверческой жизни нарушает Первая мировая война, и последовавшие за ней события. Февральская революция, отречение от российского престола императора Николая II, большевистский октябрьский переворот, названный впоследствии социалистической революцией в результате приводят к территориальному переустройству мира и созданию новых государств.

Передел политической карты Европы существенно затронул интересы староверов, ибо им в очередной раз пришлось решать вопросы сохранения Веры, ее чистоты, т.к. самые большие изменения произошли на территориях которые были наиболее плотно населенны древлеправославными христианами.

В связи с этим можно говорить о том, что в истории староверия начинается очередной этап развития. На руинах Российской империи возникли новые страны, Латвия и Эстония обрели независимость, восстановили свою государственность Литва и Польша.

Безусловно, большая часть староверов осталась в России ставшей коммунистической. Атеистическая Россия начала повсеместное, планомерное разрушение храмов и масштабное преследование всех религиозных конфессий и церквей, где свою долю гонений получили и староверы.

Значительное число древлеправославных христиан осталась во вновь созданных и восстановивших свой суверенитет странах, которые были национальными государствами, имели свое законодательство, где отношение к религии основывалось на уважении к Церкви дававшее возможность свободно исповедовать свою веру.

По сравнению с остальными государствами того периода наибольших успехов староверы добились в Латвийской Республике. Предоставленные жизнью возможности в условиях свободного, демократического государства древлеправославные христиане-поморцы используют в полном объеме.

На всех направлениях идет бурная, созидательная деятельность. Развивается духовная и религиозная жизнь. Проходят церковные съезды, на них избираются руководящие органы, организовываются новые общины, строятся храмы, создаются школы, училища, организуются различные общества, организации.

Особое внимание Латвийские староверы уделяеют вопросам религиозно-нравственного воспитания и просвещения. Созываются съезды старообрядческих вероучителей на которых обсуждаются вопросы как лучше всего воспитать подрастающее поколение, в духе любви к родной вере, к родным обычаям, в духе любви к своей родине [2, стр. 45]. Участники съездов не забывали и об одном из принципов жизни в рассеянии, показывая лояльность и уважение как к Латвии, так и к властям Республики закрепляя своем сознании слова: «Каждый на своей работе, а все на государственной» [2, стр. 46].

Существенный вклад в воспитание староверческой молодежи внес созданный в 1927 году Кружок Ревнителей старины. Целью Кружка являлось пробуждение национально-религизного самосознания староверческой молодежи. В связи с этим, основная его работа велась в двух направлениях: работа национально-культурного характера (изучение самобытных сторон русской культуры) и работа религиозно-нравственная (изучение сущности староверия) [3, стр. 24].

Создал Кружок ревнителей старины выдающийся деятель Поморского староверия Иван Никифорович Заволоко, выпускник Пражского Карлова Университета, участник Кондаковского семинара, беззаветно служивший Древлеправославию всю свою жизнь [4, стр. 13-21]. Получив достойное воспитание и хорошее светское образование И.Н.Заволоко лучше многих не только понимал необходимость просветительной и воспитательной работы среди детей и подрстающей староверческой молоджи, но и личным примером являл образец христианского жития.

Староверы активно участвуют в политической жизни молодого Латвийского государства. Они представлены во всех законодательных органах власти начиная с Народного совета, Учредительного Собрания и заканчивая всеми 4-мя Саэймами Первой Латвийской Республики (ЛР).

На всех уровнях государственной власти староверы отстаивают свои интересы. Впервые за столетия, в условиях ЛР староверы получили реальные, а декларированные возможности позволяющие наравне с представителями титульной нации и других конфессий защищать и отстаивать свои права.

В Народном Совете провозгласившем независимость ЛР староверы были представлены Ф.С.Павловым и И.Е.Колосовым. На смену Народному Совету пришло Учредительное Собрание избранное 17-18 апреля 1920 года. Учредительное Собрание действовало до 7 ноября 1922 года, когда начал работу I-й Саэйм Латвийской Республики. В Учредительном Собрании работали староверы Ф.С.Павлов и П.И.Мельников.

Федор Семенович Павлов известный деятель староверия начала прошлого века. В 1908 году он основал «Взаимно-вспомогательное, благотворительное и просветительное общество старообрядцев в гор. Риге» и стал его председателем. Мировая война и последующие события приостановили деятельность общества, но после окончания драматических событий, уже в независимой Латвии Ф.С.Павлов восстановил деятельность общества, переименовав его в «Староверческое общество в Латвии».

Депутатом 2-го Саэйма был избран профессор-старовер Иван Феропонтович Юпатов, кроме того он на протяжении шести лет он состоял гласным Рижской Городской Думы, а так же более шести лет занимал пост начальника Русского Отдела Министерства образования ЛР, в ведении которого находились все русские основные, средние и высшие школы.

На выборах 3-го Саэйма ЛР побеждает Стефан Родионович Кириллов, бывший депутат 4-ой Российской Государственной Думы. В Сейме трудится в бюджетной и военной комиссиях, является председателем комиссии по братским кладбищам. В 1930 году назначается на пост товарища министра (зам. министра, терминология того времени – П.А.) земледелия ЛР.

Но наиболее выдающимся политическим деятелем от староверческого мира стал Мелетий Архипович Каллистратов. Осенью 1922 года он избирается в I-й Саэйм Латвийской Республики, что бы пройти этот крестный путь до конца. Каллистратов был единственным русским депутатом всех четырех Саэймов Первой Латвийской Республики. По воспоминаниям современников Каллистратова известно, что он «никогда не ходил по улице один, вокруг толпились какие-то не слишком изыскано одетые люди, просившие депутата помочь в том или ином деле». И они знали, что «Архипович нам поможет».

Внесли свой вклад в староверие, а так же оставили след в латвийской политике и другие староверы в разное время бывшие депутатами Саэйма и местных самоуправлений в т.ч. Г.С.Елисеев, депутат 3-го Сейма и Т.Е.Павловский депутат 4-го Сейма.

В 1935 году в Латвии принимается Закон «О старообрядческих общинах» в котором, на законодательном уровне закрепляются и гарантируются выработанные веками устои и порядки староверческой жизни: «Старообрядцы имеют право свободно и открыто исповедывать старообрядческое вероучение, оправлять религиозные обряды и богослужение, а так же образовывать общины, которыя регистрируются в Управлении Духовных Дел. Старообрядческия (написание оригинала – П.А.) общины пользуются правами юридических лиц»;

«Старообрядческия общины, по решению общаго собрания, имеют право объединяться в союзы, а так же и выходить из союзов»;

«Для устройства религиозной жизни старообрядческой Церкви, для разрешения религиозных и культовых вопросов созываются конгрессы представителей общин; эти конгрессы могут быть общие для всех общин, или особые – для общин отдельных толков» [2, стр. 37].

В конце 30-х годов прошлого века в очередной раз происходит передел сфер влияния между крупнейшими мировыми державами, в результате которого Балтийские государства (Латвия, Литва, Эстония – П.А) теряют свой государственный суверенитет и включаются в состав Советского Союза.

Активную деятельность староверов во времена Первой Латвийской Республики советская власть оценила по своему. И.Н.Заволоко отправился по этапу в Воркутинские лагеря, а потом на вольное поселение, где провел 18 лет. Более печальная участь ожидала М.А.Каллистратова, который так же был арестован и за несколько дней до взятия г.Даугавпилса немецкими войсками принял мученическую смерть от сотрудников НКВД. После установления в Латвии коммунистического режима испить до дна горькую чашу пришлось и многим другим видным деятелям староверия, которые в полной мере разделили участь латышского народа.

Справедливости ради необходимо отметить, что к моменту установления в государствах Балтии советского, безбожного режима наши братья по вере проживавшие в России уже на протяжении более двадцати лет испытывали на себе атеистическое давление и пропаганду. В результате староверы были вынуждены в очередной раз усваивать новые жизненные правила, ради сохранения своей Старой Веры.

Жизнь староверов Советского Союза несет на себе свой печальный отпечаток, хотя в бывших республиках советской Прибалтики, ныне странах Балтии, староверы не испытывали тех притеснений которые достались на долю наших братьев по вере проживавших в РСФСР (абревиатура России времен СССР – П.А.).

Но, именно этот, советский период выявил слабые стороны староверов и именно в этот советский период своей истории мы понесли самые серьезные, почти невосполнимые потери. В советское время канул в лету институт начетничества, и благодаря атеистической пропаганде само слово «начетчик» стало синонимом ругательства, в этот же период утрачена существовавшая система подготовки кадров, в результате которой во многих храмах прекращаются службы после смерти предыдущего поколения, что несет угрозу преемственности поколений.

Очередной вызов времени бросили нам перемены 90-х годов прошлого века, когда восстановили свою государственность страны Балтии и рухнул атеистический режим, а Советский Союз стал уделом историков. На этот раз происходящие перемены староверы встретили с разрушеным традиционным жизненным укладом, выработанным на протяжении веков.

В конце 20 века произошел информационный взрыв, который растворил и сломал границы. Перестают существовать национальные государства. Под напором 21 века происходит еще больший отход от своих корней, своей истории, своего прошлого. Народы теряют свои специфические особенности, индивидуальность и превращаются в безликую массу озабоченную только получением материальных благ для услады бренных тел. Чаша сия не миновала и староверов, материальное, экономическое процветание для нас тоже стоит на первом месте. О духовном, о вечном забыли. Как следствие с каждым днем все больше сокращается основа нашего самобытного, ни с чем не сравнимого и неповторимого существования.

Самый верный способ сбить с пути истинного это подменить истинные цели на ложные, что сделать достаточно просто учитывая современные информационные технологии. Люди стремятся к чувственным удовольствиям и мир в котором мы живем уже называется обществом потребителей, что закрепляется на законодательном уровне принятием законов «О защите прав потребителя» и сразу же создаются организации ставящие своей главной целью защиту этих прав. Под предлогом терпимости к инакомыслию, идет пропаганда различных людских пороков, через которые стараются навязать окружающим аморальный образ жизни при помощи законов.

Сегодня идет борьба не только за ресурсы, но и за души людей, а в результате этой борьбы весь мир оказывается в тупике. В этой борьбе мы забыли о таких понятиях как стратегия и тактика. Для наших предков стратегической целью было выжить, сохранив Древлеправославную веру, ее чистоту и передать своим потомкам, не позволив прерваться преемственности поколений. Все тактические цели подчинялись стратегической. Тактическими же целями были уход в сопредельные государства, на окраины империи, в непроходимые леса и труднодоступные места, оплата двойной дани (государственных налогов в двойном размере), пошлин на бороду и т.д..

Несомненно, что на нас еще остался отпечаток пережитых смутных дней подполья, рассеянности по лесам, тревоги преследований. Староверы всегда смотрели смело в лицо опасности и умели защищать святую Старую Веру, принося безропотно на алтарь все испытания, только бы сохранить самое святое, что есть выше мира сего.

Заглядывая горькой правде в глаза, понимаешь, что на данный момент древлеправославные моленные дома перестают, или уже перестали для многих староверов быть центрами духовной жизни. К тому же у нас нет сегодня достойного лидера, пользующегося непререкаемым авторитетом, способного докричаться до каждого в отдельности, пробудив в древлеправославных христианах стремление стать достойными наследниками своих предков, готовыми к самопожертвованию ради духовного подвига.

Но еще в обозримом, недалеком прошлом непрекаемым авторитетом среди поморцев пользовались: о.Иван Ульянович Ваконья, участник Первого всероссийского Собора 1909 года, автор программы преподования Закона Божьего; о.Михаил Александрович Власов апологет староверия, автор трудов по догматическим вопросам; о.Лев Сергеевич Мурников, о.Даниил Давыдович Михайлов, Иван Алексеевич Назаров являвшиеся знатоками знаменного пения и богослужебного устава и многие другие.

Сегодня, к сожалению, помощи ждать стало не откуда, за советом тоже обратиться не к кому и как следствие наше падение продолжается. Начетчиков не существует. Многие староверы уже забыли, а другие даже и не знают о том что начетчики когда-то были и составляли идеологическую основу нашего бытия. Еще есть наставники, но их число постоянно сокращается, среди них становится все меньше достойных людей способных вести за собой христиан по пути спасения к дверям рая, к тому же в своем большинстве они имеют минимальный авторитет и как следствие не имеют должного воздействия на паству. Подрыв авторитета наставников произошел в первую очередь по вине самих наставников, ибо можно наблюдать полное не соответствие их слов и поступков (о ситуации с наставниками сказано на примере Латвийского староверия – П.А.). Самым действенным воспитанием должен служить личный пример. И каждый человек, а особенно наставник, должен знать, что все тайное станет явным. Скрыть ничего не получиться ни разногласий в семье, ни сотрудничества со спецслужбами коммунистического режима. И оставшись один на один в борьбе с соблазнами мира сего, староверы все чаще проигрывают эту борьбу.

Жизнь бросает староверам очередной вызов времени. Мы не можем мириться с перспективой окончательно уничтожающей наш традиционный образ жизни который сохраняли на протяжении веков. Мы не можем изолироваться от мира, ибо это будет восприниматься как чудачество, но и раствориться в этом мире, наполненым пропагандой греховных страстей и соблазнов мы не имеем права.

Староверы пережили времена царских гонений и испытание дарованой свободой, мы пережили атеистические годы, а сегодня, продолжая жить в рассеянии, нам надо не просто пережить испытание рыночной демократией в условиях ликвидации национальных государств, но сохранить Старую Веру обеспечив преемственность поколений.

Литература:

1. Деяния Второго Всероссийского Собора христианского поморского общества. // М. 1913г.
2. Древлеправославный календарь на 1936 год. // Рига, 1935.
3. Родная старина. Рига. // 6 ноября, 1927г.
4. А.Ягодкин. Иван Никифорович Заволоко. // Заволокинские чтения. Сборник статей // Рига, 2006г.