Старообрядческие средства массовой информации в Латвии

Доклад П.Алексеева

На протяжении нескольких веков староверы были гонимы и соответственно лишены возможности иметь свои печатные издания. Все изменилось после Высочайшего манифеста 1905 года даровавшего древлеправославным христианам свободу, чем они воспользовались и уже более века имеют различные средства массовой информации.

Все СМИ в т.ч. старообрядческие могут быть периодическими, непериодическими, разовыми, регулярными и делятся на газеты, журналы, инфомационные вестники и бюллетни, к которым в последнее время добавились электронные средства массовой информации.

После Церковного раскола 1666 года среди хранителей Старой Веры образовалось несколько согласий и течений объединенных в соответствующие Церкви что нашло свое отражение в старообрядческих СМИ, которые могут принадлежать и выражать точку зрения только одного согласия и Церкви, а могут быть и общестарообрядческими в которых объеденина информация двух и более старообрядческих толков. Так же СМИ принадлежащие одному согласию, могут на своих страницах публиковать материалы о жизни других согласий и Церквей, показывая существующую разницу и противоречия утверждая среди своей паствы учение Церкви.

Исторически сложилось так, что в Латвии проживают староверы-беспоповцы поморского согласия объединеные в Древлеправославную Поморскую Церковь, соответственно и старообрядческие СМИ в Латвии преимущественно являются поморскими, кроме двух известных случаев.

Особое, наиболее важное место среди староверческих СМИ занимают календари, без которых на сегодняшний день невозможно представить жизнь староверов, хотя за годы своего существования они выходили в свет не всегда регулярно. Стабильно календарь начинает выходить с 1954 года.

Первый известный истории календарь был издан на 1911 - 1912 годы еще в Российской империи и назывался Старообрядческий адрес-календарь.

Следующий календарь вышел в свет только через 10 лет на 1923 год и назывался Календарь-справочник старообрядцев в Латвии. Данный календарь был отпечатан в Латвийской республике, а издателем стал Центральный комитет по делам старообрядцев Латвии.

Затем наступил 3-х летний перерыв в издании календаря и в конце 1926 года, он выходит под новым названием - Старообрядческий календарь на 1927 год. Календарь был издан председателем Духовной Комиссии старообрядцев Латвии, настоятелем Новостроенского храма г.Даугавпилса, о.Авдеем Иосифовичем Екимовым. В последующем А.И.Екимов издал 5 календарей: на 1927, 1928, 1929, 1930 и 1931 годы. Необходимо отметить что Старообрядческий календарь на 1928 год (год издания второй) значится как «Издание Центрального Комитета по делам старообрядцев Латвии и Общества распространения знаний среди старообрядцев Латвии под редакцией наставника А.И.Екимова».

Следующий календарь был уже издан в Риге Гребенщиковской общиной в 1935 году и назывался Древлеправославный календарь на 1936 год. Календарь на 1936 год вышел в свет под редакцией наставника о.Льва Сергеевича Мурникова и Ивана Никифоровича Заволоко.

После нескольких благополучных лет для календаря наступили в 1940 году трудные времена. Включение Латвии в состав Советского Союза, вторая мировая война затруднили выпуск календаря. Но даже в годы фашистской оккупации Рижская Гребенщиковская община издала два календаря на 1943 и 44 годы.

Следующий календарь выходит только в 1949 году, а уже регулярное его издание начинается с 1954 года. За эти годы годы над календарем работали многие известные деятели Поморского староверия – Иван Ульянович Ваконья, Даниил Давыдович Михайлов, Лаврентий Силыч Михайлов. По возвращении из ссылки возобновил работу в редакции Календаря И.Н.Заволоко. За этот период, под руководством выдающихся староверов-поморцев в Календаре были накоплены богатые издательские традиции. Календарь окормлял староверов Древлеправославной Поморской Церкви во всем мире и издавался в Риге. Основным издателем все эти годы была Гребенщиковская община к которой в последующем, в разные годы добавились соиздатели в лице Высшего Старообрядческого Совета Литвы, Поморской и Преображенской Московских общин, Старообрядческой общины г.Ленинграда.

Долгие годы Календарь был единым, с редакцией в Риге, но начиная с 1996 года Календарь начинает размножаться делением. В России стали издавать свой календарь как поморцы, так и федосеевцы, а события произошедшие в Латвийском староверии так же привели к изданию двух календарей один из которых издавался Центральным Советом избранным на Гривском Соборе 1995 года, хотя официально издателем значилась 1-я Даугавпилсская община и назывался Старообрядческий Церковный календарь.

Другой календарь под названием Старообрядческий Поморский Церковный календарь издавала Гребенщиковская община. После очередной смены власти в общине календарь прекратил свое существование. Последним календарем стал календарь на 2001 год.

Календарь же издаваемый 1-ой Даугавпилсской общиной так же прекратил свое существование в 2001 году по причине объединения с календарем издаваемым российскими староверами.

В прошлом году был издан Древлеправославный календарь на 2008 год. Выход в свет Древлеправославного календаря на 2008 год восстановил временно прерванную традицию издания Календарей с редакцией в Риге. Соиздателями Древлеправославного Календаря являются региональные старообрядческие центры Эстонии, Литвы и Польши, а так же Рижская Поморская Богоявленская старообрядческая община, Староверческое общество им.И.Н.Заволоко и Общество культуры и развития староверов Эстонии.

За эти годы выработалась структура календаря. Все упомянутые календари имеют один обязательный раздел – месяцослов, который и определил название издания – Календарь. Обязательными разделами являются алфавитный перечень имен святых, большинство календарей содержат Устав соборной службы на воскресные и праздничные дни, а так же необходимые повседневные молитвы. Другие разделы Календарей наполнены исторической информацией и текущей о происходящих событиях, поучениями и наставлениями отцов церкви. В некоторых первых календарях имеются материалы сельскохозяйственной тематики.

За годы выхода в свет Календарь стал для староверов основным источником необходимой информации, а вся подшивка является по своей сути энциклопедией поморского староверия.

Помимо Календарей в разное время инициативные староверы предпринимали различные, многочисленные попытки создания староверческих СМИ. Некоторые из них ограничивались только одним номером, другие выходили и выходят на протяжении нескольких лет, какие то издания прекращали свое существование по объективным и не очень объективным причинам.

Наиболее активно староверческие СМИ издавались во времена I-ой Латвийской Республики, а так же перед падением коммунистического режима и после востановления Латвией своей независимости.

Во время I-ой Латвийской Республики основным видом староверческих средств массовой информации были журналы или издания журнального типа. Формат изданий был различный от А4 до В5. Газет как таковых в то время не было.

Староверческие Поморские СМИ
времен I-ой Латвийской Республики

Старообрядческий мир – печатный орган Центрального Комитета по делам старообрядцев Латвии. Вышел 31 декабря 1924 года в городе Двинске (ныне г. Даугавпилс). Ответственным редактором значится Стефан Родионович Кириллов.

Родная старина – староверческий исторический вестник посвященный вопросам религиозно-нравственного и национального просвещения. Издавался рижским Кружком ревнителей русской старины с 1927 года по 1933. Ответственным редактором значится А.Р.Смейльс, но фактическим редактором был И.Н.Заволоко. Вышло 13 номеров в 12 выпусках.

Вестник Совета старообрядческих соборов и съездов в Латвии – информационное издание Совета старообрядческих соборов и съездов в Латвии. (Совет старообрядческих соборов и съездов в Латвии был основан в г.Двинске в 1929 году, председателем совета был Стефан Родионович Кириллов). Первый номер Вестника вышел в 1931 году, второй и третий в 1932 году. К третьему номеру приложением был выпущен календарь на 1933 год. Редактором Вестника являлся Арсений Иванович Формаков (1900-1983 гг.).

Старая вера – староверческий религиозно-нравственный вестник Певческого староверческого общества в Латвии, основанного в октябре 1932 года. Создателем Певческого староверческого общества, а так же вестника и его ответственным редактором и автором многих статей являлся Порфирий Феодорович Фадеев (1904-1964гг.). Объявленной редакцией целью Вестника было: «Послужить во благо церкви Христовой и религиозному просвещению среди родного нам Староверия». Вестник печатался в типографии П.Ф.Фадеева. Всего изданно пять номеров.

Наставник – духовный орган старообрядцев в Латвии издавался в 1937 году Советом Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Ответственный представитель издания был В.Г.Кудрячев, редактор И.У.Ваконья. Всего изданно три номера.

Это известные староверческие средства массовой информации времен I-ой Латвийской Республики. Находясь под коммунистическим и атеистическим гнетом Советского Союза единственным возможным староверческим изданием был Календарь, о котором сказанно выше. Но как только режим стал слабеть, староверы в начале 90-х годов стали активно создавать новые староверческие СМИ. Этот период продолжается до сего дня. За это время в основном издавались газеты, как более доступный и более дешевый вариант печатного слова. Особенно богато на газеты получилось последнее 10-ти летие. Так же в это время предпринимались попытки издавать и журналы.

Староверческие Поморские СМИ времен
II-ой Латвийской Республики

Бюллетень Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии – информационный вестник Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ЦС ДПЦЛ). (ЦС ДПЦЛ был создан в феврале 1989 года, на съезде представителей старообрядческих общин Латвии, как духовный центр Латвийского староверия.) Первый номер Бюллетня вышел в феврале 1989 года. Всего изданно шесть номеров.

Златоструй – старообрядческий журнал, издаваемый Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной. Первый номер журнала был издан в 1990 году, а второй в 1992. Главный редактор журнала – И.И.Миролюбов, ответственный секретарь –М.Б.Пашинин. Еще один, третий номер журнала вышел в 2000 году под редакцией Б.И.Миролюбова.

Старовер – информационный вестник Центрального Совета и Духовного Суда Древлеправославной Поморской Церкви Латвии избранных на Гривском Соборе в июле 1995 года. Первый номер под названием – Информационный вестник Центрального Совета и Духовного Суда Древлеправославной Поморской Церкви Латвии – вышел в свет в августе 1995 года. Со второго номера издавался под названием – Старовер. Выходил не регулярно. Последним является 16 номер изданный в июле 2002 года, который вышел под новым названием - Староверец.

Поморский Вестник («ПВ»)– издание Старообрядческого общества Латвии газетно-журнального формата. В настоящее время позиционирует себя как журнал. Учредителями Поморского Вестника являются Рижская Гребенщиковская старообрядческая община и Старообрядческое общество Латвии. Пробный выпуск вышел в свет в мае 1999 года и назывался - Камо грядеши. Первый номер «ПВ» был издан в августе того же года. По некоторым причинам в 2002 году выход Поморского Вестника прекратился, но возобновился в 2003 году. Формат издания А4. Первым редактором с 1999 года по 2001 был С.П.Пичугин, с 2003 года редактором является И.И.Иванов, один номер выпускающим редактором был А.Т.Емельянов.

В оформлении издания, особенно в последних номерах, присутствуют элементы не свойственные как поморским, староверческим, так и до раскольным издательским традициям. Некоторые материалы, особенно зрительного ряда пропагандируют идеи и образы чуждые Поморскому староверию и учению Древлеправославной Поморской Церкви.

За время своего издания Поморский Вестник, особенно в первых номерах, уделял значительное внимание происходящим в Гребенщиковской общине конфликтам и скандалам, которые судя по всему становятся перманентными. Скандалы Гребенщиковской общины Поморский Вестник показывал однобоко, освещая происходящие события только с позиций одной из конфликтующих сторон.

Перезвоны – газета Латгальского старообрядческого общества. Единственный номер формата А3 был полностью цветным и вышел в августе 1999 года.

Щит веры – газетное издание молодых причетников Даугавпилсской 1-й Новостроенской общины. Издавался с весны 2000 года. Всего вышло в свет 13-ть номеров, последний номер был издан в апреле 2005 года. Формат издания А4. В настоящее время не издается.

Информационный выпуск Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии – издание Редакционно-издательского отдела ЦС ДПЦЛ для старообрядческих общин Латвии, в нем предлагается официальная информация о работе Центрального Совета. Выпуск №1 вышел в 2005 г., а в 2006 году вышел второй номер.

Меч духовный – старообрядческая периодическая газета, издаваемая староверческим обществом им. И.Н. Заволоко с сентября 2000 года. Формат А3, в черно-белом варианте, на данный момент издано 27 номеров. Редакция старается по возможности придерживаться ежеквартального выпука в свет очередной газеты. Редактор – Петр Алексеев. Большинство номеров газеты изданы при поддержке Секретариата министра по особым поручениям по делам общественной интеграции.

За годы своего выхода в свет Меч духовный стал известен во многих странах где проживают не только староверы, но и интересующиеся и изучающие историю и культуру староверов.

Более десяти последних лет поморские старообрядческие СМИ в Латвии выходили в трудное для древлеправославных христиан время. За этот период были предприняты попытки увести крупнейшую старообрядческую поморскую общину под крыло патриаршей церкви (по староверческой терминологии – никонианской), а один из наставников общины открыто перешел на служение в Лоно Московской Патриархии. Соответственно, староверческие СМИ, которые находились в тот период под контролем сторонников коренных изменений в Поморском староверии Латвии могут содержать в себе идеи и пропаганду чуждые Древлеправославной Поморской церкви. Эти издания требуют к себе повышеного внимания чтобы отличить учение Древлеправославной Поморской Церкви от псевдопоморского. Изданиями возможно содержащими псевдопоморское учение могут быть номера Поморского вестника издававшегося на рубеже ХХ и ХIХ веков, а так же третий номер журнала Златоструй. Основная опасность может заключаться в том, что издатели продолжали позиционировать себя поморцами, а неподготовленный читатель может незаметить подвоха. По этому некотоым изданиям последних лет можно и нужно давать более развернутую характеристику, нежели та которая дана в этом докладе.

Общестарообрядческие СМИ

Старая Русь – старообрядческий двухнедельный иллюстрированный журнал. Пробный номер журнала вышел в декабре 1911 года. Издавался в Риге. Издателями было заявлено, что журнал будет выходить 1 и 15 числа каждого месяца и «явится прогрессивным органом современного старообрядчества, объединенного на культурной почве». Над журналом работали представители всех старообрядческих согласий, среди сотрудников и авторов журнала были профессор Н.К.Каптерев, И.А.Кирилов, А.С.Пругавин, С.П.Мельгунов, известные староверы-поморцы: Н.П.Ануфреев, В.З.Яксанов, А.И.Волович (рижский старовер – выполнял обязанности секретаря), И.У.Ваконья и др. Редактором-издателем журнала был Е.Т.Поспелов. Последним журналом стал объединенный номер № 15-16-17, который вышел в августе 1912 года.

На протяжении своей истории староверы сохраняли стойкость в Вере, но при этом являлись не только сторонниками технического прогресса, но и его проводниками. Конец ХХ и начало ХIХ века дали человечеству новые возможности, в т.ч. развития СМИ. Староверы не приминули использовать появившиеся шансы и создали в Интернете свои сайты.


Староверческие электронные средства массовой информации Латвии

Поморские сайты

Екабпилская Поморская старообрядческая община – сайт Екабпилской старообрядческой общины.Сайт в основном освещает жизнь общины, но имеется информация и о других общинах. Информация на странице доступна на 2-х языках – русском и латышском. Сайт создан при поддержке Екабпилсской городской думы.

Староверцы Даугавпилса – сайт 1-ой Новостроенской Даугавпилсской старообрядческой общины.Сайт создан по решению Совета Новостроенской Даугавпилсской старообрядческой общины, а в объявленных целях сказанно: «На нашей страничке будет представляться информация о всех важнейших событиях, которые произошли в Поморской Церкви Латвии, и о текущей жизни отдельных староверческих общин. Особенно же будет отражаться староверческая жизнь Даугавпилса. В этом богоспасаемом городе существует и действует шесть староверческих храмов: Гривский, Гайковский, Старофорштадский, Новостроенский, Юдовско-Малютинский и Нидеркунский». Информация на странице доступна русском языке.

Основная информация на сайте Староверцы Даугавпилса относится к 1-ой Новостроенской Даугавпилсской общине. В последнее время на портале стали появляться материалы Центрального Совета, информация об училище на базе Гребенщиковской общины, электронная версия последних номеров Поморского вестника в формате ПДФ. Материалы и информация о жизни других, пяти общин г.Даугавпилса на сайте отсутствует. Таким образом, можно говорить о том, что название сайта не соответствует размещенным на нем материалам, а так же объявленным целям особенно отражать староверческую жизнь Даугавпилса.

Старофорштадский Старообрядческий Николо-Покровский сайт г.Даугавпилса – домашняя страница Старофорштадской старообрядческой общины г.Даугавпилса.

Сайт в Интернете находился некоторый период, был небольшой по объему и представленному материалу. Вся информация была посвящена Старофорштадской общине. За весь период работы не обновлялся. Информация на сайте была доступна русском языке. В настоящее время больше не существует. Адрес сайта был - http://www.starover.lv/

Домашняя страница старообрядческого культурно-просветительского общества Беловодие.

Первый Латвийский староверческий сайт появившийся в Интернете. Содержит различную информацию касающуюся староверия, достаточно подробно рассказывает о жизни общества Беловодие, и проводимых им мероприятиях. Информация на сайте доступна русском языке.

Культурно-историческое наследие староверов Латгалии. Адрес сайта был - http://www.vecticibnieki.lv

Информация на сайте была доступна на 3-х языках – русском, латышском, английском. В настоящее время страница больше не существует.

Старовер-поморец - сайт Староверческого общества им.И.Н.Заволоко.Сайт находится во всемирной сети с 5 октября 2004 года. На странице размещена информация относящяяся к Поморскому староверию. Дается отчет о жизни общества им.Заволоко, о мероприятиях проводимых как самим обществом, так и о тех где участвуют представители общества. На сайте доступна электронная версия газеты Меч духовный издаваемой обществом им.Заволоко. Основной язык сайта – русский, но некоторые материалы доступны на латышском и английском языках.

Белокриницкий сайт

Екабпилсская старообрядческая община – сайт Екабпилской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии.

Старообрядческая община Белокриницкой иерархии в г.Екабпилсе образовалась в 2006 году, после того как наставник Екабпилсской Поморской общины принял белокриницкое священство. В Латвии исторически проживают староверы Поморского и Федосеевского упования и данный опыт белокриницкой общины в Латвии является единичным и разовым.

Сайт Екабпилской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии – открылся 5 января 2008 года. Содержит минимальную информацию о белокриницких старообрядцах в т.ч. и о жизни своей общины. С материалами на странице можно ознакомиться только на русском языке.

Староверы – поморцы проживают по всему миру, но наиболее активно староверческие, поморские средства массовой информации создавались и продолжают создаваться в Латвии. Это является признанным фактом.

Петр Алексеев,
председатель Староверческого общества им.И.Н.Заволоко